Султанова А.И. подала иск к Администрации ГО г. Уфы и связанным структурам о возмещении судебных и иных расходов после отмены Постановления административной комиссии Октябрьского района от 09.08.2023 по делу об административном правонарушении, в отношении которой решение было принято 18.09.2023 Октябрьским районным судом. Султанова заявила, что в процессе разбирательства испытала моральные страдания, оцененные в 5000 рублей. В иске она требует возмещения следующих расходов: 10000 рублей на представителя, 10000 рублей на составление жалобы, 259,8 рублей на почтовые отправления, 10000 рублей на составление искового заявления, а также 1258 рублей государственной пошлины.
Категории
Дата
24.04.2024
№ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 апреля 2024 г. г.Уфа РБ Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Александриной И.А., при помощнике Ереминой Е.В. с участием представителя истца Султанова А.И., представителя ответчиков Администрации ГО г.Уфа РБ, Администрации Октябрьского района г. Уфы РБ – А.Р.Хазиевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3293/2024 по иску Султановой А. И. к Администрации ГО г. Уфы РБ структурному подразделению Администрации ГО г. Уфы РБ –административной комиссии при Администрации Октябрьского района г. Уфы РБ, Администрации Октябрьского района г. Уфы РБ о возмещении судебных и иных расходов, связанных с производством по делу об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ: Султанова А.И. обратилась в суд с иском к Администрации ГО г. Уфы РБ структурному подразделению Администрации ГО г. Уфы РБ –административной комиссии при Администрации Октябрьского района г. Уфы РБ, Администрации Октябрьского района г. Уфы РБ о возмещении судебных и иных расходов, связанных с производством по делу об административных правонарушениях, в обоснование заявленных требований указала, что решением Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от 18.09.2023 г. было отменено Постановление административной комиссии Октябрьского района ГО г. Уфа РБ от 09.08.2023 г. № 4142/2023 в отношении Сулатновой А.И. по ч. 1 ст.6.21 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. Данный судебный акт вступил в законную силу. В процессе производства вынесения в отношении нее постановления по делу об административном правонарушении, она испытала моральные и нравственные мучения, которые она оценила в размере 5000 рублей. Просит суд взыскать с ответчика в свою пользу сумму понесенных расходов на представителя в суде в размере 10000 рублей, на составление письменной жалобы в размере 10000 рублей, расходы на почтовые отправления 259,8 рублей, причиненный моральный вред в размере 5000 рублей, на составление искового заявления 10000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 1258 рублей. Истец в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания. Представитель истца Султанов А.И. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил суд удовлетворить. Представитель ответчиков А.Р. Хазиева в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, просила суд в полном объеме отказать, кроме того, согласно письменного возражения - ответчики являются ненадлежащими. Суд, определил рассмотреть дело в отсутствии истца, в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц. В силу ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Согласно статье 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В силу статьи 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Подпунктом 24.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий, создания административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации. Согласно п. 3.1 вышеуказанного закона по вопросам, указанным в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Решением судьи Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от 18.09.2023 г. Постановление Административной комиссии Октябрьского района ГО г. Уфа РБ об административном правонарушении 09.08.2023 г. № 4142/2023 в отношении Султановой А.И. по ч. 1 ст.6.21 КоАП РФ отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ. Как следует из судебных постановлений, основанием для прекращения производства по делам об административном правонарушении в отношении Султановой А.И. явилось отсутствие события административного правонарушения. При вынесении постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении судье следует иметь в виду, что в соответствии с частью 4 статьи 24.7 КоАП РФ в постановлении должно быть отражено принятое решение об издержках по делу. При этом необходимо учитывать, что физические лица освобождены от издержек по делам об административных правонарушениях, перечень которых содержится в части 1 статьи 24.7 КоАП РФ и не подлежит расширительному толкованию. Размер издержек по делу об административном правонарушении должен определяться на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат. Расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации). Жалоба на постановление или решение по делу об административном правонарушении не облагается государственной пошлиной. Требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 27.1 КоАП РФ) и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021)). Расходы на оплату юридических услуг, понесенные лицом в связи с обжалованием постановления о привлечении его к административной ответственности, подлежат возмещению независимо от наличия вины должностного лица, вынесшего указанное постановление, и в том случае, если постановление было отменено за отсутствием события правонарушения во внесудебном порядке вышестоящим должностным лицом. Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (ч. 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ч. 2). К способам защиты гражданских прав, предусмотренным ст. 12 ГК РФ, относится в том числе возмещение убытков. В соответствии с ч. 1 ст. 24.7 КоАП РФ расходы на оплату юридической помощи не включены в перечень издержек по делу об административном правонарушении. Согласно разъяснениям, изложенным в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании ст. 15, 1069 и 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации). Согласно ст. 1064 названного кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (п. 1). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 2). Статьей 1069 предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Таким образом, Администрация ГО г. Уфа РБ, наделенная в установленном порядке государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административной комиссии, выступающая главным распорядителем бюджетных средств города, является надлежащим ответчиком по делу. Договором на оказание юридических услуг от 12.08.2023 г. установлено, что Галиахметов И.Т. обязался подготовить и составить Султановой письменную жалобу в суд по вынесенному Постановлению по делу об административном правонарушении. Стоимость услуг составила: 10000 рублей за юридические услуги – по составлению и подготовки жалобы; 5000 рублей за подготовку и составления письменного отзыва на возражения; 10000 рублей за подготовку и составление апелляционной жалобы в ВС РБ. Актом приема-передачи от 14.08.2023 г. № 1 подтверждено, что Галиахметов И.Т. передал Султановой А.И. письменную жалобу для предоставления в суд. Также представлен акт от 14.08.2023 г. № 1 Султанова А.И. передала Галиахметову И.Т. денежные средства в размере 10000 рублей. Договором на оказание юридических услуг от 09.09.2023 г. № 14 подтверждено, что Султанова А.И. - выступая заказчиком и Султанов А.И. – выступая исполнителем, заключили договор, в соответствии с которым Султанов А.И. обязался представлять интересы заказчика в Октябрьском районном суде г. Уфы РБ по обжалованию вынесенного Постановления по делу об административном правонарушении № 4142/2023, что согласно договора составило 10000 рублей. В процессе судебного разбирательства исполнитель выступает в суде с доказательствами о правомерности жалобы, представляет процессуальные документы, представляет в случае необходимости интересы заказчика в апелляционной инстанции ВС РБ, что согласно договора составило 15000 рублей. Актом приема-передачи от 08.10.2023 г. № 1 подтверждено, что Султанова передала Султанову 10000 рублей, а также акт выполненных работ по участию Султанова в судебных заседаниях и произвел все, указанные в договоре действия. Договором оказания юридических услуг № 7/1 от 25.11.2023 г., подтверждено, что Султанова А.И. – выступая заказчиком и Галиахметов И.Т. – выступая исполнителем, заключили договор, в соответствии с которым Галиахметов И.Т. обязался подготовить и составить исковое заключение по возмещению заказчиком судебных и иных расходов, связанных с судебным разбирательством, которым отменено постановление административной комиссии, подготовить и составить письменный отзыв на возражение, подготовить и составить письменную апелляционную жалобу, общая стоимость услуг составила 25000 рублей. Актами приема-передачи от 02.12.2023 г. № 1 подтверждено, что Султановой, Галиахметовым переданы документы в рамках исполнения договора № 7/1 от 25.11.2023 г., а также денежных средств в размере 10000 рублей. В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Согласно разъяснениям, изложенным в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании ст. ст. 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны РФ, казны субъекта РФ). В силу статьи 2 Закона № 64-з административные комиссии создаются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. На основании пункта 1 статьи 8 Закона № 354-з финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период. Статьей 15 Бюджетного кодекса РФ предусматривается, что в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий. В соответствии с Законом № 354-з постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2007 г. № 393 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан в виде субвенций на осуществление государственных полномочий по созданию и обеспечению деятельности образуемых администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан административных комиссий. Согласно указанным правилам учет операций по расходованию средств осуществляется на лицевых счетах администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Также администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан ежеквартально представляют отчеты о расходовании субвенций. При этом ответственность за обеспечение целевого использования субвенций и достоверность представляемых отчетных сведений несут органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Кроме того, в силу пункта 3.6 Поло��ения об административных комиссиях городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утверждённого Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2014 № 5633, организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности административных комиссий осуществляет Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Финансирование деятельности Административной комиссии Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан осуществляется за счет субвенций из бюджета Республики Башкортостан, предоставляемых Администрации городского округа город Уфа. Поскольку передача государственных полномочий осуществлена одновременно с финансированием указанных полномочий, то надлежащим ответчиком по делу является местная администрация, которая отвечает по своим обязательствам за счет средств казны муниципального образования, вред, причиненный органом: - государственной власти Российской Федерации и его должностными лицами возмещается за счет казны Российской Федерации, - государственной власти субъекта Российской Федерации и его должностными лицами возмещается за счет казны субъекта Российской Федерации, - муниципального образования и его должностными лицами возмещается за счет казны муниципального образования. Вместе с тем, Законом Республики Башкортостан от 07.12.2012 № 617-з «О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан» установлено, что к должностям муниципальной службы, замещаемым в администрациях городских округов, территориальном органе местной администрации, относятся, в том числе, председатель административной комиссии, заместитель председателя административной комиссии, ответственный секретарь административной комиссии, инспектор административной комиссии. Также, в соответствии со статьей 12 Закона РБ № 354-з органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут установленную законодательством ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей при осуществлении государственных полномочий. Поскольку административная комиссия, администрация Октябрьского района городского округа город Уфа не являются самостоятельными органами местного самоуправления и входят в структуру Администрации городского округа город Уфа, обоснованным является предъявление требований к Администрации городского округа город Уфа, представляющей интересы муниципального образования и его казны. Оценивая понесенные расходы, суд приходит к выводу об их частичном удовлетворении и взыскании в пользу истца убытков в общем размере 6000 рублей. Разрешая требования истца о компенсации морального вреда в размере 5 000 руб., суд исходит из следующего. В силу п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Согласно п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Как разъяснено в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. С учетом объема и характера причиненных истцу физических и нравственных страданий, а также степени вины ответчика, учитывая требования разумности и справедливости, суд полагает, что размер компенсации морального вреда с учетом конкретных обстоятельств дела составляет в данном случае 1000 руб. В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 данного кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в этой статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Истцом заявлены требования о взыскании судебных расходов в размере 10 000 рублей на составление искового заявления, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 258 руб. и почтовых расходов в общем размере 259,8 руб. В связи с изложенным, суд взыскивает с ответчика в пользу истца судебные расходы на составление настоящего искового заявления в размере 3000 руб., исходя из принципа разумности, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб., почтовые расходы в размере 259,8 руб. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Султановой А. И. к Администрации ГО г. Уфы РБ о возмещении судебных расходов, связанных с производством по делу об административном правонарушении – удовлетворить частично. Взыскать с Администрации городского округа город Уфа РБ за счет казны муниципального образования в пользу Султановой А. И. убытки в размере 6000 руб., судебные расходы в размере 3 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб., почтовые расходы в размере 259 руб. 80 копеек. В удовлетворении исковых требований Султановой А. И. к Администрации Октябрьского района г. Уфы РБ -отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья И.А.Александрина
Оригинал дела:
Дело на сайте судаЗвоните! Консультация бесплатная. Звонок бесплатный.