Обязанность по оснащению дошкольного учреждения охранной сигнализацией

Прокурор г. Уфы Республики Башкортостан подал иск против Администрации ГО г. Уфа и Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский Сад № 73 с требованием об обязательном оснащении здания охранной сигнализацией в течение одного месяца после вступления судебного акта в силу. Суд привлек в качестве третьих лиц Финансовое Управление и Управление Образования Администрации города, не заявляющих самостоятельных требований. Основная суть разбирательства заключается в рассмотрении обязанности должностных лиц обеспечить безопасность образовательного учреждения.

Полный текст дела

Дело №2-1310/2024 УИД 03RS0001-01-2024-000905-03 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13.05.2024 г.Уфа Демский районный суд г. Уфы в составе: председательствующего судьи Киекбаевой А.Г. при секретаре Воропаевой П.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Уфы к Администрации ГО г. Уфа, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский Сад № 73 ГО г. Уфа о возложении обязанности оснастить здание охранной сигнализацией, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Уфы Республики Башкортостан обратился с исковым заявлением Администрации ГО г. Уфа, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский Сад № 73 ГО г. Уфа о возложении обязанности оснастить здание охранной сигнализацией. Просит возложить на Администрацию городского округа г. Уфа РБ и Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №73 городского округа г. Уфа Республики Башкортостан обязанность в течение одного месяца с момента вступления судебного акта в законную силу оснастить здание МБДОУ Детский сад №73 ГО г. Уфа РБ, расположенное по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Генерала Кусимова, д. 17, корп. А, системой охранной сигнализации. Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Финансовое Управление Администрации городского округа г. Уфа, Управление Образования Администрации ГО г. Уфа РБ Помощник прокурора г.Уфы Панич Т.М. судебном заседании исковые требования поддержал. Представитель ответчика МБДОУ Детский сад №73 ГО г. Уфа РБ Марченко М.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично. Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа Артемьев Д.С. в судебном заседании с исковыми требованиями также согласился. Представители 3-х лиц Финансового Управления Администрации городского округа г. Уфа, Управления Образования Администрации ГО г. Уфа РБ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело без их участия. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В силу пунктов 1, 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма. Согласно пункту 6 статьи 3 названного федерального закона антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек. В силу статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2, 15 части 3 статьи 28). Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28). Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41). Постановлением Правительство Российской Федерации 2 августа 2019 года N 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), которыми установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 указанного постановления Перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования Российской Федерации, - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования. Пунктом 5 поименованного постановления предусмотрено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях). В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Подпунктом "в" пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 к объектам (территориям) третьей категории опасности отнесены: - объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек; - объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 10 тыс. человек; - объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек. Как следует из содержания пункта 25 поименованного постановления, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 указанных требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации. Судом установлено и не оспаривалось ответчиками, МБДОУ Детский сад №73 ГО г. Уфа РБ, расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Г.Кусимова, 17 А не обеспечены следующие требования антитеррористической защищенности объектов, отнесенных к 3 категории: на объекте отсутствует охранная сигнализация. Администрация ГО г.Уфа является учредителем и главным распорядителем бюджетных средств МБДОУ Детский сад №73 ГО г. Уфа РБ. Разрешая исковые требования, суд исходит из того, что несоблюдение ответчиком МБДОУ Детский сад №73 ГО г. Уфа РБ, на которого возложена прямая обязанность принятия мер по противодействию терроризму, требований указанных правовых актов создает угрозу жизни и здоровью воспитанников и работников образовательного учреждения, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения. Доводы ответчика МБДОУ Детский сад №13 ГО г. Уфа РБ о том, что финансовое обеспечение образовательного процесса возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В силу пункта 8 части 1 статьи 41 названного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. На основании пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных учреждений. При этом действующее законодательство не связывает выполнение ими требований по обеспечению антитеррористической безопасности с финансовыми возможностями. На основании изложенного, на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский Сад № 73 ГО г. Уфа подлежит возложению обязанность обеспечить оснащение здания дошкольного образовательного учреждения, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Г. Кусимова, д. 17 А системой охранной сигнализации. Из содержания части 2 статьи 206 ГПК РФ следует, что в случае, если действия, которые ответчик обязан совершить на основании решения суда, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда - 9 месяцев с момента вступления его в законную силу, полагает, что он отвечает критерию разумности, справедливости. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Уфы к Администрации ГО г. Уфа, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский Сад № 73 ГО г. Уфа о возложении обязанности оснастить здание охранной сигнализацией, удовлетворить. Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский Сад № 73 ГО г. Уфа обязанность в течение 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение здания дошкольного образовательного учреждения, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Г. Кусимова, д. 17 А системой охранной сигнализации. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме. Судья А.Г.Киекбаева

Оригинал дела:

Дело на сайте суда
Нужна консультация юриста?

Звоните! Консультация бесплатная. Звонок бесплатный.