Спор о включении дополнительных нерабочих праздничных дней в страховой стаж для получения досрочной пенсии

Ахтямова Г.Ф. подала иск против Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан, оспаривая решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии. В качестве причины отказа указано, что дополнительные нерабочие праздничные дни не могут быть учтены в стаже для получения пенсии по старости, поскольку это не предусмотрено действующими правилами и законами. Фонд отметил, что стаж Ахтямовой на соответствующих работах без учета этих праздничных дней составляет до 12.07.2021, а право на досрочную пенсию будет предоставлено 12.07.2024. Ахтямова не согласна с этим решением и требует включить указанные праздники в стаж, указывая на их статус в качестве региональных нерабочих дней. Она просит суд обязать фонд назначить ей досрочную пенсию с 07.05.2024 в соответствии с законодательством.

Полный текст дела

Дело №2-1400/2024 УИД: 03RS0001-01-2024-001039-86 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2 мая 2024 года г.Уфа Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Киекбаевой А.Г., при секретаре Воропаевой П.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ахтямова Г.Ф. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о включении периодов работы в стаж, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, Установил: Ахтямова Г.Ф. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан, указав, что решением Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан № 240000008500/166033/24 от 22.03.2024 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Причина отказа – зачисление в стаж периода работы – дополнительные нерабочие праздничные дни дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а именно: 22.02.2002 11.10.2002 05.12.2002 24.12.2002 11.02.2003 11.10.2003 25.11.2003 24.12.2003 01.02.2004 11.10.2004 14.11.2004 24????????? 20.01.2005 11.10.2005 03.11.2005 24.12.2005 10.01.2006 11.10.2006 23.11.2006 24.12.2006 11.10.2007 12.10.2007 20.12.2007 24.12.2007 30.09.2008 11.10.2008 08.12.2008 20.09.2009 11.10.2009 27.11.2009 04.12.2009 09.09.2010 11.10.2010 16.11.2010 30.08.2011 11.10.2011 06.11.2011 19.08.2012 11.10.2012 25.10.2012 08.08.2013 11.10.2013 15.10.2013 28.07.2014 04.10.2014 11.10.2014 17.07.2015 24.09.2015 11.10.2015 05.07.2016 12.09.2016 11.10.2016 25.06.2017 01.09�.�2� 11.10.2017 15.06.2018 21.08.2018 11.10.2018 04.06.2019 11.08.2019 11.10.2019 24.05.2020 31.07.2020 11.10.2020 13.05.2021 20.07.2021 11.10.2021 02.05.2022 ( 68 дней ). Указанные дни являются региональными праздничными днями (День Республики, Ураза Байрам, Курбан Байрам). Согласно ответа фонда, стаж на соответствующих видах работ, в связи с лечебной деятельностью без учета региональных дополнительных нерабочих праздничных дней выработан на 12.07.2021. Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости будет предоставлено 12.07.2024. С указанным решением истец не согласна. Истец просит обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан включить в стаж лечебной деятельности периоды работы: нерабочие праздничные дни (День Республики, Ураза Байрам, Курбан Байрам): 22.02.2002 11.10.2002 05.12.2002 24.12.2002 11.02.2003 11.10.2003 25.11.2003 24.12.2003 01.02.2004 11.10.2004 14.11.2004 24.12.????? 20.01.2005 11.10.2005 03.11.2005 24.12.2005 10.01.2006 11.10.2006 23.11.2006 24.12.2006 11.10.2007 12.10.2007 20.12.2007 24.12.2007 30.09.2008 11.10.2008 08.12.2008 20.09.2009 11.10.2009 27.11.2009 04.12.2009 09.09.2010 11.10.2010 16.11.2010 30.08.2011 11.10.2011 06.11.2011 19.08.2012 11.10.2012 25.10.2012 08.08.2013 11.10.2013 15.10.2013 28.07.2014 04.10.2014 11.10.2014 17.07.2015 24.09.2015 11.10.2015 05.07.2016 12.09.2016 11.10.2016 25.06.2017 01.09.201� 11.10.2017 15.06.2018 21.08.2018 11.10.2018 04.06.2019 11.08.2019 11.10.2019 24.05.2020 31.07.2020 11.10.2020 13.05.2021 20.07.2021 11.10.2021 02.05.2022 (68 дней ). Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» с 07.05.2024. Истец Ахтямова Г.Ф. на судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом. Представитель ответчика Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан на судебное заседание не явился, направил отзыв на исковое заявление, в котором против удовлетворения исковых требований не возражал. Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что 15.03.2024 Ахтямова Г.Ф. обратилась в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан для оформления досрочной страховой пенсии по старости. Решением Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан №240000008500/166033/24 от 22.03.2024 истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине, что стаж на соответствующих видах работ в связи с лечебной деятельностью выработан на 12.07.2021. Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости будет предоставлено 12.07.2024. Согласно решению страховой стаж истца составляет 37 лет 11 месяцев 22 дня, стаж на соответствующих видах работ в связи с лечебной деятельностью 30 лет 10 месяцев, 1 д. Из решения следует, что в стаж лечебной деятельности засчитаны в льготном порядке (1год за 1год 6 месяцев) следующие периоды трудовой деятельности: с 16.08.1988 по 28.08.1989 - в должности медсестры 4 хирургического отделения - работа в ГАУЗ Республиканский клинический онкологический диспансер Минздрава РБ; В стаж лечебной деятельности засчитаны в календарном порядке следующие периоды трудовой деятельности: с 23.01.1990 - 01.10.2001 в должности медицинской сестры отоларинголога, с 02.10.2001 - 13.05.2022 - должности медицинской сестры функциональной диагностики диагностического отделения - работа в МУ Поликлиника №47 ГКБ Демского района г. Уфы (за исключением периодов указанных ниже). Периоды работы, не включаемые в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с правовой аргументацией отказа: с 14.07.1994 по 22.07.1994 с 04.01.1995 по 05.01.1995, с 03.01.1996 по 05.01.1996 - отпуск без сохранения заработной платы; с 04.05.1998 по 22.01.2001 - предоставлен отпуск по уходу за ребенком до Зх лет. 22.02.2002, 11.10.2002, 05.12.2002, 24.12.2002, 11.02.2003, 11.10.2003, 25.11.2003г., 24.12.2003 01.02.2004 11.10.2004 14.11.2004 24.12.2004 20.01.2005г., 11.10.2005 03.11.2005 24.12.2005 10.01.2006 11.10.2006 23.11.2006г., 24.12.2006 11.10.2007 12.10.2007 20.12.2007 24.12.2007 30.09.2008г., 11.10.2008 08.12.2008 20.09.2009 11.10.2009 27.11.2009 04.12.2009г., 09.09.2010 11.10.2010 16.11.2010 30.08.2011 11.10.2011 06.11.2011г„ 19.08.2012 11.10.2012 25.10.2012 08.08.2013 11.10.2013 15.10.2013г., 28.07.2014 04.10.2014 11.10.2014 17.07.2015 24.09.2015 11.10.2015г., 05.07.2016 12.09.2016 11.10.2016 25.06.2017 01.09.2017 11.10.2017г., 15.06.2018 21.08.2018 11.10.2018 04.06.2019 11.08.2019 11.10.2019г., 24.05.2020 31.07.2020 11.10.2020 13.05.2021 20.07.2021 11.10.20211 1 02.05.2022 ддддддддддддддддддддддддддд дополнительные не дополнительные Дополнительные нерабочие праздничнее дни – так как не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на срочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28, ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской федерации от 11.07.2022 №516. Не согласие истца с данным решением послужило причиной обращения в суд. Конституцией Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации (статья 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72), а также полномочия субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (статья 73). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Сфера защиты прав и свобод человека и гражданина, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункты "б", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации). По смыслу статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. N 1-П). Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений определены Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Согласно пункту 7 статьи 4 названного Федерального закона по просьбе религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Согласно пунктам "б" и "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Из статьи 73 Конституции Российской Федерации следует, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. На федеральном уровне данные правоотношения регулируются Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ с последующими изменениями (далее - Закон о свободе совести) и нормами Трудового кодекса Российской Федерации. 27 февраля 1992 г. Постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан был введен в действие Закон Республики Башкортостан "О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан". В последующем в Закон РБ были внесены изменения Законами Республики Башкортостан от 23.12.1992 N ВС-15/12, от 22.04.1997 N 87-з, от 02.11.2001 N 246-з, от 27.04.2002 N 311-з, от 31.01.2003 N 454-з, от 18.07.2005 N 209-з, от 03.11.2006 N 370-з, от 02.12.2009 N 186-з и от 01.03.2011 N 364-з. Согласно ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов... Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права... В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон. Как видно из этой статьи, допускается издание органами власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права при соблюдении следующих условий: вопросы по которым они издаются, не должны быть урегулированы на федеральном уровне, они не должны противоречить федеральным законам и снижать уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены праздничные дни, отмечаемые на всей территории Российской Федерации. Однако каждый регион Российской Федерации имеет свои национальные, исторические, религиозные и иные особенности и традиции, поэтому, правоотношения, связанные с этими особенностями и традициями, не могут быть урегулированы на федеральном уровне. Кроме того, в Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положение о том, что установление нерабочих праздничных дней является исключительной компетенцией федеральных органов государственной власти. Издание нормативных правовых актов о нерабочих праздничных днях, исходя из указанных особенностей и традиций того или иного субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному законодательству о нерабочих праздничных днях. Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 приведенных выше Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Согласно ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. В силу ст. 106 Трудового кодекса Российской Федерации временем отдыха является время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. В соответствии со ст. 107 Трудового кодекса РФ нерабочие праздничные дни являются временем отдыха. Согласно ст. 113 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных Трудового кодекса Российской Федерации. Учитывая изложенное, суд считает, что отсутствие в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах Российской Федерации, равно как и выходных дней, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ. На основании изложенного, требования истца о включении в специальный стаж истца периодов нерабочих праздничных дней Республики Башкортостан подлежат удовлетворению. На основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию расходы на оплату госпошлины в размере 300 руб. Защите подлежит только нарушенное право, при этом, порядок назначения и выплаты пенсии регламентирован пенсионным законодательством, связан с обращением заявителя в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии с представлением необходимых документов. Так как срок назначения пенсии истцу на момент принятия судебного решения не наступил, указанные действия истцом не совершены, отсутствует нарушенное право Ахтямова Г.Ф. на признание права на назначение пенсии на будущее время. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ахтямова Г.Ф. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о включении периодов работы в стаж, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворить частично. Обязать Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации включить в стаж лечебной деятельности (специальный стаж) Ахтямова Г.Ф. следующие периоды: 22.02.2002 11.10.2002 05.12.2002 24.12.2002 11.02.2003 11.10.2003 25.11.2003 24.12.2003 01.02.2004 11.10.2004 14.11.2004 24.12.2004 20.01.2005 11.10.2005 03.11.2005 24.12.2005 10.01.2006 11.10.2006 23.11.2006 24.12.2006 11.10.2007 12.10.2007 20.12.2007 24.12.2007 30.09.2008 11.10.2008 08.12.2008 20.09.2009 11.10.2009 27.11.2009 04.12.2009 09.09.2010 11.10.2010 16.11.2010 30.08.2011 11.10.2011 06.11.2011 19.08.2012 11.10.2012 25.10.2012 08.08.2013 11.10.2013 15.10.2013 28.07.2014 04.10.2014 11.10.2014 17.07.2015 24.09.2015 11.10.2015 05.07.2016 12.09.2016 11.10.2016 25.06.2017 01.09.2017 11.10.2017 15.06.2018 21.08.2018 11.10.2018 04.06.2019 11.08.2019 11.10.2019 24.05.2020 31.07.2020 11.10.2020 13.05.2021 20.07.2021 11.10.2021 02.05.2022 (68 дней ) - нерабочие праздничные дни (День Республики, Ураза Байрам, Курбан Байрам): В остальной части отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ путем подачи апелляционной жалобы через Демский районный суд РБ в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме. Судья Киекбаева А.Г.

Оригинал дела:

Дело на сайте суда
Нужна консультация юриста?

Звоните! Консультация бесплатная. Звонок бесплатный.