Иск о признании незаконным бездействия органов власти в вопросах антитеррористической безопасности детского сада

Прокурор, представляя интересы неопределенного круга лиц, подал иск против муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Здоровье» и комитета образования администрации. Он требовал признать бездействие ответчиков незаконным из-за несоблюдения мер по антитеррористической защищенности, включая отсутствие охранной сигнализации, периметрального ограждения и недостаточное количество видеокамер. В иске указано, что прокуратура провела анализ соблюдения законодательства по безопасности социальных объектов и установила, что не были выполнены необходимые меры по защите учреждения. В результате была направлена предостережение заведующей детского сада, которое осталось без надлежащего исполнения. Прокурор просил обязать комитет выделить средства на установку системы безопасности и установить защитные меры в будущем.

Полный текст дела

26RS0-25 2-387/2024 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 06 февраля 2024 года город Ставрополь Ленинский районный суд города Ставрополя СК в составе: председательствующего судьи Даниловой Е.С., при секретаре Аванесян О.В., с участием: ст. помощника прокурора Лаптевой Е.В., представителя ответчика комитета образования Якимова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора , действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Здоровье» , комитету образования администрации о признании незаконным бездействия, УСТАНОВИЛ: прокурор , действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Здоровье» , комитету образования администрации , в котором в порядке ст. 39 ГПК РФ просит: признать незаконным бездействие МБДОУ детский сад «Здоровье» , а также комитета образования администрации , выразившееся в неприятии мер по установке в МБОУ МБДОУ детский сад «Здоровье» охранной сигнализации учреждения, периметрального ограждения учреждения, увеличению количества видеокамер; обязать комитет образования администрации в течение 10 месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства МБДОУ детскому саду «Здоровье» на установку охранной сигнализации, замену периметрального ограждения учреждения, увеличение видеокамер; обязать МБДОУ детский сад «Здоровье» в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу установить охранную сигнализацию, замену периметрального ограждения учреждения, увеличить количество видеокамер до 12 штук. В обоснование заявленных требований в иске указано, что прокуратурой района проведен анализ соблюдения законодательства по вопросу антитеррористической защищенности социальных объектов с массовым пребыванием людей (образовательные организации, спортивные объекты, учреждения здравоохранения и культуры) в части соблюдения требований о воспрепятствовании неправомерному проникновению на объекты (территории), в ходе которой установлено следующее. По информации комитета образования администрации установлено, что в нарушение п. п. 17,18 Требований руководителем объекта защиты не обеспечено выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), а именно по результатам оценки готовности муниципального образовательного учреждения к началу нового 2023/2024 учебного года выявлена необходимость замены периметрального ограждения учреждения. Учитывая изложенное, прокуратурой района внесено представление заведующей МБДОУ детский сад «Здоровье» об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения не устранены в полном объеме. В судебном заседании ст. помощник прокурора Лаптева Е.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить. Представитель ответчика комитета образования администрации Якимов А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать. Представитель ответчика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Здоровье», в судебном заседание участие не принял, извещался судом о времени и месте его проведения надлежащим образом. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика. Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ст. 56 ГПК РФ). Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела (ст.59 ГПКРФ). Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст.60 ГПК РФ). Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый ребенок имеет конституционное право на образование в безопасных условиях. В силу пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона РФ №273-ФЗ от «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Согласно п. 15 ч. 3 ст.28 названного Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Статьей 1 Федерального закона от № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти. Согласно п.п. 1, 7 ст. 2 Закона № 35-ФЗ одними из основополагающих принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма. В соответствии с и. «а» ч. 4 ст. 3 Закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов, категории объектов, порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов. Постановлением Правительства РФ Постановление от «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации. Согласно подпунктам «а, в» пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях). В соответствии с подпунктом «г» пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны. В силу п. 30 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывн видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территорий, архивирование и хранение данных в течение одного месяца. Согласно п.п. «а» п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляется оснащение объектов (территорий) охранной сигнализации. Судом установлено, что по информации комитета образования администрации установлено, что в нарушение п.п. 17, 18 Требований руководителем объекта защиты не обеспечено выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), а именно по результатам оценки готовности муниципального образовательного учреждения к началу нового 2023/2024 учебного года выявлена необходимость замены периметрального ограждения учреждения. Учитывая изложенное, прокуратурой района внесено представление заведующей МБДОУ Детский сад «Здоровье» об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения не устранены в полном объеме. Кроме того, по результатам анализа актов готовности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к новому 2023 - 2024 учебному году установлено, что в нарушение вышеназванных требований законодательства в ряде образовательном учреждении отсутствует охранная сигнализация, а также необходимо увеличить количество видеокамер. В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона -Ф3 к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том, числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности. Однако, отсутствие бюджетных средств не является основанием для нарушения прав несовершеннолетних на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам. Учитывая наличие субсидиарной ответственности комитет образования администрации по обязательствам как учредителя образовательного учреждения, расходы по устранению нарушений требований вышеназванного законодательства следует возложить на комитет образования администрации . Исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия, выразившееся в неприятии мер по установке в МБОУ МБДОУ детский сад «Здоровье» охранной сигнализации учреждения, периметрального ограждения учреждения, увеличению количества видеокамер, подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования прокурора , действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Здоровье» , комитету образования администрации о признании незаконным бездействия, удовлетворить. Обязать комитет образования администрации в течение 10 месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства МБДОУ Детский сад «Здоровье» установку охранной сигнализации, замену периметрального ограждения учреждения, увеличение количества видеокамер. Обязать МБДОУ Детский сад «Здоровье» в течении 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу установить охранную сигнализацию, замену периметрального ограждения учреждения, увеличить количество видеокамер до 12 штук. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в вой суд через Ленинский районный суд в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение составлено . Судья Е.С. Данилова

Оригинал дела:

Дело на сайте суда
Нужна консультация юриста?

Звоните! Консультация бесплатная. Звонок бесплатный.