Иск о защите прав учащихся: Прокурор требует устранить нарушения безопасности в школе

Ивановский межрайонный прокурор подал иск в суд в интересах неопределенного круга лиц, требуя от МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» устранить многочисленные нарушения санпинов и противопожарной безопасности, выявленные в ходе проверки. Проверка, проведенная в здании школы, выявила состояние, угрожающее безопасному обучению, включая дефекты покрытия, отделки, отсутствие горячего водоснабжения, а также необходимость замены устаревших оконных блоков и системы пожарной сигнализации. Прокурор также просил обеспечить финансирование необходимых работ от местных органов власти. В процессе разбирательства истец отказался от требований к Комитету по управлению муниципальным имуществом, который стал третьим лицом по делу.

Полный текст дела

Дело № 2-81/2024 УИД 37RS0005-01-2023-002455-95 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09 апреля 2024 года город Иваново Ивановский районный суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Зябликова А.Ю., при секретаре Васюниной Е.С., с участием: представителя истца – помощника Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области Владимирова В.Д., представителя ответчиков МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма», Управления образования и молодежной политики Администрации г.о. Кохма, Управления финансов Администрации г.о. Кохма Марцевой А.Р., представителя третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г.о. Кохма Балыкова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области к МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма», Управлению образования и молодежной политики Администрации г.о. Кохма, Управлению финансов Администрации г.о. Кохма о возложении обязанностей, УСТАНОВИЛ: Заместитель Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском, который мотивирован следующим. ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Ивановской межрайонной прокуратуры с привлечением специалистов территориальных подразделений Роспотребнадзора и МЧС проведена выездная проверка здания по адресу: г.о. Кохма, ул. Кочетовой, 16, в котором расположено МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» (двухэтажное здание школы - Литер А и пристройка - Литер А1). Проверкой установлено, что обучение основной массы учеников осуществляется в пристройке (Литер А1), 1972 года постройки; в основной части здания (Литер А), 1940 года постройки, для учебного процесса используются учебные кабинеты №№ 7, 8, 9, 10, учительская, санитарный узел для мальчиков. В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения положений СанПиН и требований законодательства о противопожарной безопасности. С учётом изложенного, с учётом представленного заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просит обязать МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» в срок до 01.09.2024 устранить дефекты покрытия пола (линолеума) в кабинетах №№ 7, 8, 9 (Литер А), кабинетах №№ 13, 34 (Литер А1), в медицинском кабинете (Литер А1), устранить дефекты покрытия пола (деформации плитки) в рекреации на 1-м этаже, устранить дефекты в отделке стен и потолков (трещины, отслоение штукатурки, краски, следы протечки, поражения грибком) в учебных кабинетах №№ 7, 8, 10 (Литер А), кабинете № 13 (Литер А1), в рекреации на 1-м этаже, обеспечить кабинеты №№ 7, 8, 9, 10 (Литер А) горячим водоснабжением, осуществить в кабинетах №№ 7, 8, 9, 10 (Литер А), в кабинетах №№ 14, 34, в спортивном зале, в медицинском кабинете (Литер А1) замену ветхих деревянных оконных блоков на блоки ПВХ, осуществить замену ограждающих устройств отопительных приборов (батарей) в спортивном зале (Литер А1), изготовленных из древесно-стружечных плит, на ограждающие устройства, выполненные из материалов, безвредных для здоровья детей, оборудовать дверь, ведущую из спортивного зала на лестничную клетку (Литер А1), устройством для самозакрывания; обязать МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вход на чердак из основной лестничной клетки (Литер А) закрепленной лестницей, изготовленной из несгораемых материалов, оборудовать здание (Литер А) наружной пожарной лестницей, предназначенной для эвакуации людей из здания при пожаре, произвести замену системы пожарной сигнализации в МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» (Литер А, Литер А1), в здании Литер А выполнить ремонт фундамента, капитальных стен, изношенных конструкций перекрытий, заменить изношенные элементы крыши (стропильная система), покрытие кровли, оконные блоки, подоконники, дверные блоки, инженерные коммуникации, выполнить внутреннюю отделку стен, потолков, пола, заменить утеплитель чердачного перекрытия, осуществить ремонт фасада (утепление и оштукатуривание стен); обязать Управление образования и молодежной политики Администрации г.о. Кохма обеспечить своевременное доведение лимитов бюджетных средств в целях надлежащего исполнения мероприятий МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма»; обязать Управление финансов Администрации г.о. Кохма обеспечить финансирование мероприятий МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма». Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ истца от исковых требований, заявленных к ответчику к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации г.о. Кохма, производство по гражданскому делу в части требований, заявленных к данному ответчику, прекращено. Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г.о. Кохма привлечён к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Представитель истца – помощник Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области Владимиров В.Д. исковые требования, с учётом представленного заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ, поддержал в полном объёме. Ранее пояснил, что основное здание школы практически не используется, в учебных кабинетах пристройки нарушены нормы наполняемости классов, на одного обучающегося площади не хватает. Для нормализации процесса обучения нужны дополнительные помещения, которые имеются в основном здании школы, 1940 года постройки, но для этого необходимо проводить реконструкцию и ремонт. Относительно пожарной безопасности здания полагал необходимым установить новую противопожарную систему. Представитель ответчиков МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма», Управления образования и молодежной политики Администрации г.о. Кохма, Управления финансов Администрации г.о. Кохма Марцева А.Р., действующая на основании надлежащим образом оформленных доверенностей (т. 2 л.д. 202, 201, т. 4 л.д. 191), полагала заявленные требования, с учётом представленного заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ, обоснованными и подлежащими удовлетворению. В письменных возражениях на иск указала, что нарушение п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20 возможно устранить только за счёт уменьшения количества обучающихся в МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма», однако данный способ повлечёт нарушение конституционного права несовершеннолетних граждан на получение образования, в частности на выбор образовательной организации, а также ведёт к нарушению принципа доступности образования, направленного, в том числе на получение образования в образовательном учреждении по месту жительства учеников (т. 3 л.д. 1-4). Дополнительно пояснила, что нарушения, отражённые в иске, с учётом представленного заявления об уточнении требований, действительно имеют место. Заявленный истцом срок для проведения ремонтных работ на данный момент является разумным и достаточным. Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г.о. Кохма Балыков А.Н., действующий на основании надлежащим образом оформленной доверенности (т. 2 л.д. 204), разрешение вопроса относительно заявленных требований оставил на усмотрение суда. Суд, изучив исковое заявление, заявление в порядке ст. 39 ГПК РФ, заслушав представителей истца, ответчиков и третьего лица, допросив специалиста, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему. Установлено, что постановлением Администрации г.о. Кохма от ДД.ММ.ГГГГ № нежилой дом, находящийся по адресу: , в котором расположена МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма», признан аварийным и подлежащим реконструкции (т. 1 л.д. 61). Начиная с 2008 года Управлением образования и молодежной политики Администрации г.о. Кохма и Администрацией г.о. Кохма в адрес Губернатора Ивановской области, начальника Департамента образования Ивановской области и его заместителя, первого заместителя Председателя Правительства Ивановской области, заместителя руководителя аппарата Администрации г.о. Кохма, Главы г.о. Кохма, регионального исполнительного комитета ИРО ВПП «Единая Россия», руководителя Кохомского городского отделения Всероссийскойполитической партии «Единая Россия», начальника Управления финансов Администрации г.о. Кохма направлялись многочисленные сообщения и запросы с целью проведения ремонта в МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» и выделения финансирования на проведение ремонтных работ (т. 2 л.д. 90, 93, 94-95, 96-97, 98-99, 101-102, 103-104, 105-107, 117-119, 122-125, 126-127, 128-131, 132-133, 140-142, 145-147, 148-150, 152, 167, 180, 246, 249, 251-253) Руководством МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» в адрес заместителя Главы Администрации г.о. Кохма, Управления образования и молодежной политики Администрации г.о. Кохма неоднократно сообщалось о необходимости проведения ремонта в здании школы и выделения денежных средств для указанных целей (т. 2 л.д. 108, 110, 111, 120, 143, 151, 153, 157, 160, 168, 177, 178, 219, 223, 233-234, т. 3 л.д. 104). Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ во исполнение поручения Вице-Губернатора Ивановской области Смирнова В.В. первым заместителем Председателя Правительства Ивановской области Хасбулатовой О.А. в адрес Губернатора Ивановской области направлено ходатайство с просьбой выделить денежные средства на выполнение работ по реконструкции основного здания МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» (т. 2 л.д. 100). ДД.ММ.ГГГГ заместителем Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области в адрес директора МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» внесено представление с требованием об устранении в месячный срок причин и условий допущенных нарушений законодательства, выразившихся в нахождении здания школы в ненадлежащем состоянии, а именно ветхом состоянии окон, нарушении кирпичной кладки фасада здания, наличии следов протечек на стыке фасада и кровли здания, дефектов на стенах и на полу в помещении школы (т. 2 л.д. 182-185). В ответ на указанное представление директором МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» сообщено, что выявленные в ходе проверки нарушения возникли по причине отсутствия финансирования, в то время, как администрацией учреждения неоднократно направлялись ходатайства о необходимости выделения денежных средств на ремонт школы. Приложением к указанному ответу являлось ходатайство, направленное в адрес Управления образования и молодежной политики Администрации г.о. Кохма (т. 2 л.д. 186-187). ДД.ММ.ГГГГ директором МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» Кумировой Е.В. заместителю руководителя Ивановского МСО СУ СК России по Ивановской области Абдуллаевой С.А. даны объяснения следующего содержания. С начала исполнения ей обязанностей директора, а именно, с августа 2022 года школа находилась в таком же состоянии, в котором находится сейчас. Денежные средства для проведения ремонтных работ Администрацией г.о. Кохма не выделялись, собственные средства у школы отсутствуют. С 2012 года по настоящее время основное здание школы (Литер А) закрыто, обучение учащихся в нём не ведётся, проход в ту часть здания закрыт. В марте 2023 года Ивановской межрайонной прокуратурой с привлечением Роспотребнадзора проводилась проверка, в ходе которой каких-то существенных нарушений, в том числе аварийного состояния школы, выявлено не было. ДД.ММ.ГГГГ ей в адрес начальника Управления образования и молодежной политики Администрации г.о. Кохма было подано ходатайство о выделении денежных средств на проведение ремонтных работ. До настоящего времени денежные средства не выделены, выявленные в ходе проверки недостатки не устранены. В мае 2023 года школой получено санитарно-эпидемиологическое заключение о том, что школа соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. В августе 2023 года перед началом учебного года в МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» комиссией проведена проверка, по результатам которой нарушений, влияющих на осуществление образовательной деятельности, не выявлено. Жалоб по поводу состояния здания Литер А1 от родителей учеников не поступало (т. 3 л.д. 65-68). ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области поступило поручение прокуратуры Ивановской области о необходимости проведения проверки исполнения требований законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних и надлежащей организации образовательного процесса в МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» с привлечением специалистов территориальных подразделений Роспотребнадзора и МЧС России (т. 1 л.д. 23-24). Во исполнение данного поручения заместителем Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении проверки в деятельности МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» и Управления образования и молодежной политики Администрации г.о. Кохма на предмет соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних, градостроительного и пожарного законодательства, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (т. 1 л.д. 49). Из справки по результатам проведённой специалистами Роспотребнадзора проверки следует, что здание МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» является двухэтажным и состоит из основного здания, 1940 года постройки, и пристройки, 1972 года постройки. Учащиеся занимаются в кабинетах, находящихся в здании пристройки. Для учебных занятий используется одиннадцать кабинетов, восемь из которых расположены на первых этажах зданий (№№ 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15) и три на втором этаже пристройки (№№ 31, 33, 34). Также используются санитарные узлы для мальчиков и девочек, спортивный зал с двумя раздевалками, медицинский кабинет, раздевалка в холле и буфет с обеденным залом на 48 посадочных мест. Часть учебных кабинетов (№№ 7, 8, 9, 10), учительская и санитарный узел для мальчиков находятся на первом этаже основного здания. В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения санитарных правил СП 2.4.3648-20, а именно, в нарушение п. 2.5.2 в учебных кабинетах №№ 7, 8, 9, 13, 34 выявлены дефекты в покрытии пола (линолеум с дырами и заплатами, местами вздутый), в медицинском кабинете и в рекреации на первом этаже нарушено плиточное покрытие пола (местами отсутствует плитка и часть пола зацементирована без покраски); в нарушение п. 2.5.3 имеются дефекты в отделке стен и потолков, в учебных помещениях №№ 7, 8, 13, медицинском кабинете отмечается наличие множественных трещин, отслоение штукатурки, краски на стенах, следы поражения грибком, следы протекания на потолке в учебном кабинете № 10 и рекреации на первом этаже основного здания; в нарушение п. 2.7.2 в учебных кабинетах №№ 7, 8, 9, 10, 14, 31, 34 конструкция окон не обеспечивает возможность проветривания помещений в любое время года, остекление окон в спортивном зале и медицинском кабинете с трещинами; в нарушение п. 2.8.3 чистка оконных стёкол в учебных кабинетах №№ 7, 8, 9, 10, 14, 31, 34 по мере загрязнения из-за ветхого состояния оконных рам производится нерегулярно; в нарушение п. 2.7.5 ограждающие устройства отопительных приборов (батарей) в спортивном зале выполнены из ламината, имеются многочисленные повреждения целостности; в нарушение п. 3.4.13 не обеспечены горячим водоснабжением учебные кабинеты №№ 7, 8, 9, 10, где обучаются учащиеся 1-4 классов, кабинеты биологии, химии (№ 33) и лаборантская (№ 32) (т. 1 л.д. 35-36). Более того, в ходе проведённой ДД.ММ.ГГГГ проверки главным государственным инспектором г.о. Кохма, Ивановского и Лежневского районов по пожарному надзору ФИО15, его заместителем ФИО13, а также государственным инспектором Ивановской области по пожарному надзору ФИО14, установлено, что в МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» система пожарной сигнализации в зданиях Литер А и Литер А1 находится в неработоспособном состоянии; устройство входа на чердак из основной лестничной клетки (Литер А) осуществляется не по закреплённой несгораемой вертикальной стремянке; дверь, ведущая из спортзала на лестничную клетку (Литер А1) не оборудована устройством для самозакрывания; руководителем организации не обеспечено содержание наружной пожарной лестницы (Литер А), предназначенной для эвакуации людей из здания при пожаре (в исправном состоянии отсутствует лестничный марш) (т. 1 л.д. 37-41). Представленными фотоматериалами подтверждаются повреждения напольного покрытия и стен, выраженные в наличии вздутого линолеума в учебных кабинетах, битой плитки на полу в рекреациях и на лестнице, трещин на стенах в рекреациях. Кроме того, ограждающие устройства отопительных приборов (батарей) в спортивном зале изготовлены из древесно-стружечных плит, а эвакуационный выход из спортивного зала не оборудован устройством для самозакрывания двери (т. 3 л.д. 5-15, 149-158). Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста начальник ОНД и ПРг.о. Кохма, Ивановского и Лежневского районов УНД и ПР Главного управления МЧС России по Ивановской области ФИО15 пояснил, что положения Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в отношении МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» подлежат применению в случае, если ныне действующие нормы не ужесточены по сравнению с нормами, действующими на момент постройки здания школы. В случае закрепления в законе нормы, которой не было на момент постройки здания, применяются нормы настоящего законодательства. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, подлежат применению независимо от года постройки зданий. Система противопожарной сигнализации на момент проведения проверки находилась в неисправном состоянии. Для осуществляется образовательного процесса в школе используется здание Литер А1. В здании Литер А детей он не видел, однако кабинеты оборудованы для проведения учебного процесса (т. 3 л.д. 198-207). По ходатайству стороны истца по делу назначалась судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено специалистам Согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ физического износа основного здания МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» (литер А), 1940 года постройки, на момент осмотра составляет 61 %. Состояние здания, согласно п. 3 СП 13-102-2003, относится к недопустимому и находится на границе неудовлетворительного и ветхого. В нынешнем состоянии эксплуатация здания Литер А невозможна, требуется выполнение комплекса работ по его реконструкции. Для дальнейшей эксплуатации образовательного учреждения необходимо выполнить весь комплекс строительных и организационно-технических мероприятий, направленных на восстановление объекта, разработанных лицензированной проектной организацией. В соответствии с примерным перечнем работ, необходимым для приведения здания в надлежащее техническое состояние, требуется произвести ремонт фундамента, капитальных стен и фасада здания (оштукатуривание или утепление и оштукатуривание), а также замену изношенных конструкций перекрытий, изношенных элементов крыши (стропильная система), покрытия кровли, оконных блоков, подоконников, дверных блоков, инженерных коммуникаций, внутренней отделки стен, потолков, пола, утеплителя чердачного перекрытия. В случае если в ближайшее время не будет выполнен необходимый комплекс работ по реконструкции здания, произойдёт исчерпание несущей способности основных конструктивных элементов, что приведёт к аварийному состоянию и опасности обрушения. На основании ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ) право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан. В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Из части 6 статьи 28 названного Федерального закона следует, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. На основании п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Согласно ч. 5 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией. В силу ч. 6 ст. 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. В соответствии с п. 4.1 ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенного в действие приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст (далее – ГОСТ 31937-2011), обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Из содержания ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ) следует, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности. Согласно с ч.ч. 1, 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СП 2.4.3648-20). Пунктом 1.1 СП 2.4.3648-20 предусмотрено, что настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности. Как следует из п. 2.5.2 СП 2.4.3648-20 полы не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию. Согласно п. 2.5.3 названных санитарных правил стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств. На основании п. 2.7.2 СП 2.4.3648-20 конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года (за исключением детских игровых комнат, размещаемых в торгово-развлекательных и культурно-досуговых центрах, павильонах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения). В соответствии с п. 2.8.3 санитарных правил остекление окон выполняется из цельного стекла. Не допускается наличие трещин и иное нарушение целостности стекла. В силу п. 2.7.5 СП 2.4.3648-20 ограждающие устройства отопительных приборов должны быть выполнены из материалов, безвредных для здоровья детей. Ограждения из древесно-стружечных плит к использованию не допускаются. Как следует из п. 3.4.13 санитарных правил холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются помещения пищеблока, столовая, душевые, умывальные, комнаты (кабины) личной гигиены, помещения медицинского назначения, кабинеты технологии, учебные кабинеты для обучающихся 1 - 4 классов, кабинеты изобразительного искусства, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих средств, а также туалеты. Согласно ст. 37Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ) конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий и сооружений должны обеспечивать в случае пожара эвакуацию людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара, возможность проведения мероприятий по спасению людей, возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий и сооружений. В силу пп. «а» п. 17 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479) руководители организаций обеспечивают содержание наружных пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, а также ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправномсостоянии, их очистку от снега и наледи в зимнее время. Ка следует из п. 14 названного постановление руководитель организации обеспечивает наличие и исправное состояние устройств для самозакрывания противопожарных дверей, а также дверных ручек, устройств «антипаника», замков, уплотнений и порогов противопожарных дверей, предусмотренных изготовителем, а на дверях лестничных клеток, дверях эвакуационных выходов, в том числе ведущих из подвала на первый этаж (за исключением дверей, ведущих в квартиры, коридоры, вестибюли (фойе) и непосредственно наружу), приспособлений для самозакрывания. Аналогичные положения были закреплены п. 3.2 «СНиП II-А.5-70. Часть II. Раздел А. Глава 5. Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений», утверждённым постановлением Госстроя СССР от 16.09.1970 № 126 (далее – СНиП II-А.5-70), из которого следовало, что противопожарные двери и ворота должны быть оборудованы устройствами для самозакрывания. На основании ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. В соответствии с п. 54 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Согласно п. 4.9 СНиП II-А.5-70 наружные пожарные лестницы, предназначенные для эвакуации людей, должны сообщаться с помещениями через площадки или балконы, устраиваемые на уровне эвакуационных выходов, и иметь ограждения высотой не менее 0,8 м. В силу п. 315 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 предусмотренные в проектной документации наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах строящихся зданий устанавливаются сразу же после монтажа несущих конструкций. Как следует из п. 7.13 свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утверждённого приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288 (далее – СП 4.13130), пожарные лестницы изготавливаются из негорючих материалов, располагаются не ближе 1 метра от окон и должны иметь конструктивное исполнение, обеспечивающее возможность передвижения личного состава подразделений пожарной охраны в боевой одежде и с дополнительным снаряжением. На основании п. 7.7 СП 4.13130 в зданиях и сооружениях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой не более 15 метров, определяемой в соответствии с пунктом 7.2, допускается устройство выходов на чердак или кровлю с лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6 x 0,8 метра по закрепленным стальным стремянкам. Из п. 4.7 СНиП II-А.5-70 следовало, что в зданиях высотой до пяти этажей включительно допускается устройство входов на чердаки из лестничных клеток через люки по закрепленным металлическим стремянкам. Перечисленные требования являются обязательными и направлены на обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время образовательного процесса. Статьей 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации. В силу ч. 7 названной статьи образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу п. 1.2 Устава МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование г.о. Кохма. Функции и полномочия учредителя МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» от имени муниципального образования г.о. Кохма осуществляет Управление образования и молодежной политики администрации г.о. Кохма. На основании пп. 2 п. 5.2 Устава в компетенцию МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» входит материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Исходя из п. 1.3 положения об Управлении образования и молодежной политики администрации г.о. Кохма, утверждённом решением городской Думы г.о. Кохма от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – положение от ДД.ММ.ГГГГ №), Управление обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, бюджетные счета, предусмотренные законодательством, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности. В соответствии с п. 1.5 положения от 15.07.2015 № 61 Управление образования и молодежной политики администрации г.о. Кохма является главным распорядителем бюджетных средств бюджета г.о. Кохма. Согласно п. 3.5 названного положения одной из функций Управления является обеспечение в пределах своей компетенции содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. При указанных обстоятельствах, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования заместителя Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма», поскольку в ходе рассмотрения дела нашёл своё подтверждение факт наличия множественных нарушений требований действующего законодательства, при том, что нарушает права несовершеннолетних на безопасные условия пребывания в образовательной организации. Удовлетворяя заявленные требования о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства путём возложения на данного ответчика обязанности по обеспечению указанных в исковом заявлении мероприятий, суд исходит из того, что в соответствии с п. 1.14 Устава МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» несёт ответственность за жизнь и здоровье учащихся, а также работников учреждения. Кроме того, поскольку Управление образования и молодежной политики администрации г.о. Кохма является самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, бюджетные счета, а также осуществляет функции и полномочия учредителя МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» от имени муниципального образования г.о. Кохма, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных к указанному ответчику требований по возложению обязанности по обеспечению своевременного доведения лимитов бюджетных средств в целях надлежащего исполнения мероприятий, исполнение которых возложено на МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» настоящим решением суда. Поскольку финансирование г.о. Кохма обеспечивает Управление финансов Администрации г.о. Кохма суд полагает, что заявленные требования к указанному ответчику также подлежат удовлетворению. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решая вопрос о сроке, в течение которого МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» надлежит исполнить решение суда, суд считает возможным установить срок до ДД.ММ.ГГГГ для устранения дефектов покрытия пола (линолеума) в кабинетах №№ 7, 8, 9 (Литер А), кабинетах №№ 13, 34, в медицинском кабинете (Литер А1), устранения дефектов покрытия пола (деформации плитки) в рекреации на 1-м этаже, устранения дефектов в отделке стен и потолков (трещины, отслоение штукатурки, краски, следы протечки, поражения грибком) в учебных кабинетах №№ 7, 8, 10 (Литер А), кабинете № 13 (Литер А1), в рекреации на 1-м этаже, обеспечения кабинетов №№ 7, 8, 9, 10 (Литер А) горячим водоснабжением, осуществления в кабинетах №№ 7, 8, 9, 10 (Литер А), в кабинетах №№ 14, 34, в спортивном зале, в медицинском кабинете (Литер А1) замену ветхих деревянных оконных блоков на блоки ПВХ, осуществления замены ограждающих устройств отопительных приборов (батарей) в спортивном зале (Литер А1), изготовленных из древесно-стружечных плит, на ограждающие устройства, выполненные из материалов, безвредных для здоровья детей, оборудования двери, ведущей из спортивного зала на лестничную клетку (Литер А1), устройством для самозакрывания; до ДД.ММ.ГГГГ для оборудования входа на чердак из основной лестничной клетки (Литер А) закрепленной лестницей, изготовленной из несгораемых материалов, оборудования здания (Литер А) наружной пожарной лестницей, предназначенной для эвакуации людей из здания при пожаре, производства замены системы пожарной сигнализации в МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» (Литер А, Литер А1), для выполнения ремонта фундамента, капитальных стен, изношенных конструкций перекрытий, замены изношенных элементов крыши (стропильная система), покрытия кровли, оконных блоков, подоконников, дверных блоков, инженерных коммуникаций, выполнения внутренней отделки стен, потолков, пола, замены утеплителя чердачного перекрытия, осуществления ремонта фасада (утепление и оштукатуривание стен) в здании Литер А, поскольку данный срок является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые заместителя Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма», Управлению образования и молодежной политики Администрации г.о. Кохма, Управлению финансов Администрации г.о. Кохма о возложении обязанностей удовлетворить полностью. Обязать МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить следующие нарушения в здании МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» (Литер А, Литер А1): - устранить дефекты покрытия пола (линолеума) в кабинетах №№ 7, 8, 9 (Литер А), кабинетах №№ 13, 34, в медицинском кабинете (Литер А1); - устранить дефекты покрытия пола (деформации плитки) в рекреации на 1-м этаже здания МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма»; - устранить дефекты в отделке стен и потолков (трещины, отслоение штукатурки, краски, следы протечки, поражения грибком) в учебных кабинетах №№ 7, 8, 10 (Литер А), кабинете № 13 (Литер А1), в рекреации на 1-м этаже; - обеспечить кабинеты №№ 7, 8, 9, 10 (Литер А) горячим водоснабжением; - осуществить в кабинетах №№ 7, 8, 9, 10 (Литер А), в кабинетах №№ 14, 34, в спортивном зале, в медицинском кабинете (Литер А1) замену ветхих деревянных оконных блоков; - осуществить замену ограждающих устройств отопительных приборов (батарей) в спортивном зале (Литер А1), изготовленных из древесно-стружечных плит, на ограждающие устройства, выполненные из материалов, безвредных для здоровья детей; - оборудовать дверь, ведущую из спортивного зала на лестничную клетку (Литер А1), устройством для самозакрывания; Обязать МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить следующие нарушения в здании МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» (Литер А, Литер А1): - оборудовать вход на чердак из основной лестничной клетки (Литер А) закрепленной лестницей, изготовленной из несгораемых материалов; - оборудовать здание (Литер А) наружной пожарной лестницей, предназначенной для эвакуации людей из здания при пожаре; - произвести замену системы пожарной сигнализации в МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» (Литер А, Литер А1); - в здании Литер А выполнить ремонт фундамента, капитальных стен, изношенных конструкций перекрытий, заменить изношенные элементы крыши (стропильная система), покрытие кровли, оконные блоки, подоконники, дверные блоки, инженерные коммуникации, выполнить внутреннюю отделку стен, потолков, пола, заменить утеплитель чердачного перекрытия, осуществить ремонт фасада (утепление и оштукатуривание стен). Обязать Управление образования и молодежной политики Администрации г.о. Кохма обеспечить своевременное доведение лимитов бюджетных средств в целях надлежащего исполнения мероприятий, исполнение которых возложено на МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» настоящим решением суда. Обязать Управление финансов Администрации г.о. Кохма обеспечить финансирование мероприятий, исполнение которых возложено на МБОУ «Средняя школа № 6 г.о. Кохма» настоящим решением суда. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья А.Ю. Зябликов Решение суда в окончательной форме составлено 16.04.2024.

Оригинал дела:

Дело на сайте суда
Нужна консультация юриста?

Звоните! Консультация бесплатная. Звонок бесплатный.