Возмещение расходов на лекарства из-за отсутствия льготного обеспечения для онкобольного пациента

В суд Санкт-Петербурга поступило исковое заявление в интересах ФИО2 к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств. После смерти ФИО2, истцом стала его дочь ФИО1. Прокурор обосновал иск тем, что ФИО2 страдал онкологическим заболеванием и ему был рекомендован препарат «Апалутамид». Однако, в аптечной сети в указанные сроки этот препарат на льготной основе не был доступен, и Комитет по здравоохранению не организовал своевременное обеспечение лекарственными средствами. В результате, ФИО1 была вынуждена самостоятельно приобрести препарат за 144 937,10 рублей, так как ее отец не мог позволить себе эту покупку из-за состояния здоровья и имущественного положения. В качестве третьих лиц в деле участвуют Комитет финансов Санкт-Петербурга, АО «Петербургские аптеки» и СПБ ГБУЗ «Городской клинический онкологический диспансер».

Полный текст дела

78RS0№-88 Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Санкт-Петербург 17 апреля 2024 года Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Воробьевой И.А. при секретаре ФИО4 с участием прокурора ФИО5 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Санкт-Петербурга в интересах ФИО1 к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата, компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Санкт-Петербурга обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО2 к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств. В связи со смертью ФИО2, с учетом уточненного иска прокурора, произведено процессуальное правопреемство, в качестве истца привлечена дочь ФИО2 - ФИО1. В обоснование заявленного иска прокурор указала, что отец истицы – ФИО2 страдал онкологическим заболеванием. Согласно протокола врачебной комиссии СПБ ГБУЗ «Городской клинический онкологический диспансер» о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний в связи с прогрессированием заболевания ФИО2 был рекомендован прием лекарственного препарата «Апалутамид» ( 4 таблетки в день), в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ был выписан рецепт серии 4023 № на обеспечение на льготной основе данным препаратом в количестве 120 ед. С момента выписки рецепта лекарственного препарата в аптечной сети АО «Петербургские аптеки» на льготной основе не имелось, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание. Согласно отчета по «физическому лицу», представленного Комитетом, в отношении ФИО2 и на ДД.ММ.ГГГГ лекарственным препаратом ФИО2 обеспечен не был. Прокурор указал, что Комитет по здравоохранению СПб своевременно обеспечение лекарственными средствами не организовал, в связи с чем ФИО1 была вынуждена покупать дорогостоящие лекарственные средства для своего отца, в то время как такие препараты должны были быть предоставлены бесплатно в порядке льготного обеспечения пациента. Истица также указала, что ее отец ни в силу имущественного положения, ни в силу состояния здоровья приобрести указанный препарат сам не мог. На приобретение указанного препарата ею (истицей) было потрачено 144 937,10 рублей. К участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Комитет финансов Санкт-Петербурга, АО «Петербургские аптеки», СПБ ГБУЗ «Городской клинический онкологический диспансер». Прокурор иск поддержал с учетом уточненного требования. Истица в судебное заседание явилась, требования иска поддержала, просила удовлетворить. Представитель ответчика – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, представил письменные возражения на иск. Третьи лица извещены надлежащим образом, в суд представителя не направили, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что требования искового заявления подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствие со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Ст. 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В соответствие с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствие с пунктами 3, 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения», регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделии медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением. В соответствие со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий граждан » лекарственные средства и изделия медицинского назначения, перечень которых утвержден федеральным законодательством, отпускаются бесплатно по рецептам, выписанным врачами при амбулаторном лечении. В соответствие с «Положением о Комитете по здравоохранению», утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №, Комитет в порядке предусмотренном федеральным законодательством организует размещение заказов на поставки лекарственных средств, организует обеспечение населения закупленными по государственными контрактам лекарственными средствами. Таким образом, обеспечение гражданина, проживающего в Санкт-Петербурге, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложена на субъект федерации – Санкт-Петербург в лице его компетентного исполнительного органа – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели. Согласно Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 года, утвержденный распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, препарат « митотан» включен в указанный перечень препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных онкологическими заболеваниями. Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и плановый период 2020,2021гг, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, определено, что территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать обеспечение лекарственными препаратами в рамках постановления Правительства РФ от 30. 07.1994 г № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», которым утверждены перечни групп населения и виды заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам бесплатно или с 50-% скидкой». Указанный лекарственный препарат включен в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Данный перечень утвержден Законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2020 года и плановый период 2021 и 2022 гг.». Суд, оценивая представленные доказательства и учитывая компетенцию Комитета по здравоохранения СПб, полагает, что, поскольку обеспечение лекарственными препаратами гражданина, проживающего в Санкт-Петербурге, не было проведено, то ответчик был обязан в кратчайшие сроки, с учетом тяжести последствий указанного заболевания, организовать обеспечение ФИО6 указанным препаратом, что им сделано не было. При этом, суд учитывает пояснения пояснений истицы ФИО7, пояснения СПБ ГБУЗ «Городской клинический онкологический диспансер» по аналогичным делам Куйбышевского районного суда СПб (в том числе делу № по иску прокурора СПб интересах ФИО6 к Комитету по здравоохранению СПб об обязании обеспечить лекарственным средством), из которых усматривается, что онкологические больные были частично обеспечения данным препаратом не за счет государственной поддержки, а за счет остатка средств субсидии 2019 года, выделявшейся стационару пояснения СПБ ГБУЗ «Городской клинический онкологический диспансер», за счет средств привлекавшихся благотворительных организаций, а также (в данном случае) за счет собственных средств, потраченных дочерью истицы –ФИО7 на приобретение указанного лекарства. Довод ответчика о том, что «Комитетом проводилась работа по обеспечению лекарственным препаратом», суд оценивает критически, поскольку, хотя списки онкобольных и имелись в Комитете по здравоохранению СПб не позднее ДД.ММ.ГГГГ, однако после перевода (с ДД.ММ.ГГГГ) данной категории пациентов на обеспечение за счет территориальной программы лекарственными препаратами, обязанность организовать которую лежит на Комитете по здравоохранению СПб, первый государственный контракт на закупку препаратов для онкологических больных был заключен только ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя более 8 месяцев после возложения данной обязанности на Комитет (указанное обстоятельство представителями ответчика не отрицалось). В связи с этим суд приходит к выводу том, что в течение этого периода времени пациенты, страдающие онкологическим заболеваниям (включая и ФИО6), не имели государственной гарантии на получение льготного лекарства. Также суд учитывает, что истица была частично обеспечена указанным препаратом только при рассмотрении дела № в суде. Таким образом, суд полагает, что ввиду отсутствия государственной поддержки ФИО6, истица ФИО7 как ее дочь была вынуждена приобретать лекарственное средство «митотан», необходимое ее матери- ФИО6 за собственный счет на коммерческой основе, в связи с чем понесла расходы, которые подлежат возмещению. При этом суд учитывает, что производство по гражданскому делу № по иску прокурора СПб интересах ФИО6 прекращено в связи со смертью последней; сама ФИО6 расходов на приобретение лекарства не несла ввиду отсутствия необходимых денежных средств и состояния здоровья. Факт расходов на сумму 310 126, 10 рублей подтверждается представленными истицей чеками и выписками по платежной карте, не оспаривается представителем ответчика. В связи с этим, суд считает, что данная сумма подлежит взысканию в пользу истицы с ответчика. Удовлетворяя требования о возмещении денежных средств на приобретение лекарственных препаратов, необходимых для лечения близкого родственника, суд учитывает принцип единообразия судебной практики и принимает во внимание Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49-КГ20-21-К6, разрешившее спор, вытекающий из аналогичных правоотношений. Учитывая изложенное, руководствуясь ст., ст.197-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Взыскать в пользу ФИО1 с Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга расходы на приобретение лекарственного препарата в размере 144 937,10рублей, компенсацию морального вреда 30 000 рублей. В остальной части требований иска - отказать. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд. Судья:

Оригинал дела:

Дело на сайте суда
Нужна консультация юриста?

Звоните! Консультация бесплатная. Звонок бесплатный.