Иск о возврате неправомерно полученных выплат за льготы на детей-инвалидов

ГКУ «Городской информационно-расчётный центр» подало иск к Рудовой С.Н. о взыскании 73 238 рублей 07 копеек за неосновательное обогащение. Истец утверждает, что Рудова С.Н. неправомерно получила денежные выплаты и льготы на детей-инвалидов за период с 01.04.2021 по 30.09.2021. В иске указаны конкретные суммы, которые были выплачены на поддержку семьи Рудовой, включая пособия на ребенка-инвалида и льготы на оплату коммунальных услуг.

Полный текст дела

Дело № 2-2273/2024 24 апреля 2024 года УИД 78RS0012-01-2023-003473-10 г.Санкт-Петербург РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга в составе: Председательствующего судьи Петровой Е.С. При секретаре Щевелёвой К.О. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СПб ГКУ «Городской информационно-расчётный центр» к Рудовой С.Н. о взыскании неосновательного обогащения, с участием представителя ответчика адвоката Хасанова М.Ш. (по ордеру от 11.03.2024), УСТАНОВИЛ: СПб ГКУ «Городской информационно-расчётный центр» обратилось в суд с иском к Рудовой С.Н. о взыскании неосновательного обогащения. Истец просит взыскать с Рудовой С.Н. за период с 01.04.2021 по 30.09.2021 необоснованно полученные суммы денежной выплаты семье, имеющей ребенка-инвалида, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на Руселевич Д.А. в размере 13 323 рубля 35 копеек и денежной выплаты на оплату жилого помещения семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в помещении частного жилого фонда в размере 3 541 рубль 65 копеек; ежемесячного пособия на ребенка-инвалида школьного возраста на Руселевич Д.А. в размере 43 938 рублей 53 копейки; ежемесячного пособия на ребенка школьного возраста на Руселевич А.А. в размере 5 984 рубля 57 копеек; ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет на Руселевича В.А. в размере 6 449 рублей 97 копеек, а всего 73 238 рублей 07 копеек. Представитель истца просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск поддержал. Ответчик Рудова С.Н. в судебное заседание не явилась, извещена о дне, месте и времени судебного разбирательства. Представитель ответчика адвокат Хасанов М.Ш. просил в удовлетворении искового заявления отказать. Третье лицо Руселевич А.И. в судебное заседание не явился, от получения судебных извещений по месту жительства уклонился, в связи с чем вручить ему повестку не представилось возможным, в соответствии со ст.117 ч.2 ГПК РФ, ст.165.1 п.1 ГК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица. Представитель третьего лица Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени судебного разбирательства. Суд, выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, считает, что исковое требование подлежит удовлетворению. В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Рудовой С.Н., ранее зарегистрированной по адресу: Санкт- Петербург. ..., по личным заявлениям были назначены меры социальной поддержки в виде: денежной выплаты семье, имеющей ребенка-инвалида, льгот по оплате ЖКУ (далее - ЖКУ) на Руселевич Д.А., 00.00.0000 г.р. с 01.01.2010, в соответствии Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2009 № 1258 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге», Законом Санкт-Петербурга от 21.05.2009 № 228-45 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге», ежемесячного пособия на ребенка-инвалида школьного возраста на Руселевич Д.А., 00.00.0000 г.р. с 01.10.2012 по Закону Санкт-Пет��рбурга от 24.11.2004 № 589-79 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» (утратил силу с 01.01.2015 в связи с принятием Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 г. № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»; ежемесячного пособия на ребенка школьного возраста на Руселевич А.А., 00.00.0000 г.р. с 01.10.2012 по Закону Санкт-Петербурга от 24.11.2004 № 589-79 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» (утратил силу с 01.01.2015, в связи с принятием Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»; ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 1.5 до 7 лет на Руселевича В.А., 00.00.0000 г.р. с 01.11.2019 по Закону Санкт-Петербурга от 22.11.2011 г. № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга». 20.06.2018 был принят Закон Санкт-Петербурга от 20.06.2018 № 364-71 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» и в Закон Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге, согласно которому федеральный бюджет компенсирует инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, затраты на коммунальные услуги, а плата за жилье возмещается лишь тем из них, кто проживает в жилых помещениях государственного ши муниципального жилищного фонда. С 01.07.2018 инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, проживающие в помещениях частного жилого фонда, будут получать меры социальной поддержки для оплаты коммунальных платежей двумя суммами: по оплате жилого помещения за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (пп.1-1, пп.1- 2, п. 3 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2009 № 228-45); по оплате коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета (Закон Санкт-Петербурга от 21.05.2009 №228-45). Согласно статье 28.2 ФЗ от 15.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (введена Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 104-ФЗ). Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 104-ФЗ) определяется по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов, а также установленного конкретным субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Согласно статье 3 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2009 №228-45 размер денежной выплаты определяется в зависимости от величины базовой единицы и количества членов семьи. В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 № 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга» размеры регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются законом Санкт-Петербурга. Размеры регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга. На основании п. 1.3 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2009 г. № 1258 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» (далее-Положение) денежные выплаты предоставляются гражданину на одно жилое помещение (жилой дом (часть жилого дома), квартиру (часть квартиры, в том числе несколько комнат), комнату) по месту его жительства. Согласно п. 2.8 Положения граждане обязаны извещать администрацию района Санкт-Петербурга об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат в течение 1 месяца со дня наступления указанных обстоятельств. Предоставление денежных выплат прекращается на основании решения администрации района СПб с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на денежную выплату (п.2.9.2 Положения). Согласно ст. 17 главы 5 Социального кодекса Санкт-Петербурга меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 статьи 18 настоящего Кодекса, предоставляются семьям, в которых ребенок (дети) и один или оба родителя являются гражданами, лицами без гражданства, в том числе беженцами, имеющими место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге, иностранными гражданами, имеющими место жительства в Санкт-Петербурге, что подтверждается только данными органов регистрационного учета либо решением суда, как указано в пункте 4 (введен законом от 28.12.2012 № 737-124) статьи 4 Социального кодекса, и гражданам без определенного места жительства при условии их постановки на учет в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2007 № 1010 «Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства» пункт 3 статьи 4 Социального кодекса). На основании пункта 2.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.05.2013 № 343 о реализации главы № 5 «Социальная поддержка семей, имеющих детей» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс» (в редакции от 27.12.2013 № 1076) (далее - Порядок), получатели мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, обязаны в течение десяти рабочих дней извещать органы, осуществляющие назначение и выплату мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплат, и несут ответственность за достоверность и полноту сведений, представленных для назначения мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей. Предоставление мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, прекращается в случае утраты получателем права на получение мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства; в случае установления администрацией района Санкт-Петербурга недостоверности представленных получателем сведений или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства (пункт 2.11 Порядка). Согласно пункту 2.13 Порядка администрация района Санкт-Петербурга в случае установления факта излишней выплаты мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, организует работу по возврату в бюджет Санкт-Петербурга излишне выплаченных сумм. В октябре 2021 года в СПБ ГКУ «ГИРЦ» поступил протокол «Лица БОМЖ поставленные на социальный учет в предыдущем месяце», при отработке которого было выявлено, что Рудова С.Н. вместе с детьми по решению суда была снята с регистрационного учета по месту жительства в Санкт-Петербурге - 10.03.2021 и поставлены на учет в «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства» с 30.09.2021. Данная информация послужила основанием для издания администрацией Московского района Санкт-Петербурга распоряжений о прекращении предоставлении выплаты ответчику с 01.04.2021, по причине снятия ответчика и ее детей с регистрационного учета по месту жительства в Санкт-Петербурге по решению суда с 10.03.2021 и постановкой на учет с 30.09.2021. Учитывая, что данные сведения поступили несвоевременно, за период с 01.04.2021 по 30.09.2021 образовались переплаты: денежной выплаты семье, имеющей ребенка-инвалида, льгот по оплате ЖКУ на Руселевич Д.А. в размере 1 3323 рубля 35 копеек и денежной выплаты на оплату жилого помещения семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в помещении частного жилого фонда в размере 3 541 рубль 65 копеек; ежемесячного пособия на ребенка-инвалида школьного возраста на Руселевич Д.А. в размере 43 938 рублей 53 копейки; ежемесячного пособия на ребенка школьного возраста на Руселевич А.А. в размере 5 984 рубля 57 копеек; ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет на Руселевича В.А. в размере 6 449 рубля 97 копеек, а всего 73 238 рублей 07 копеек. При расчете сумм денежных выплат льгот по оплате ЖКУ учитывается региональный стандарт стоимости ЖКУ и напрямую зависит от количества лиц, на которых начисляется квартирная плата. Рудова С.Н. вместе с детьми была снята с регистрационного учета по месту жительства в Санкт-Петербурге с 10.03.2021, поэтому в связи с утратой права отсутствует возможность рассчитать сумму денежной выплаты ЖКУ с 01.04.2021. Выплаченные пособия на детей по своему характеру относится к мерам социальной поддержки, в связи с чем суд считает возможным согласиться в доводами истца о том, что статья 1109 ГК РФ не применима к данным обстоятельствам, поскольку выплаченные ответчику суммы не являются платежами, предусмотренными указанной нормой. Согласно части 3 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Целью указанных выплат является оказание соответствующей дополнительной материальной помощи гражданину, выплаты носит компенсационный характер. Несмотря на то, что в заявлении о назначении пособия ответчик давала обязательство сообщать обо всех изменениях в семье, но обязанность свою не исполнила и своевременно не сообщила о том, что Рудова С.Н. и ее дети были выселены и сняты с регистрационного учета по месту жительства в Санкт-Петербурге из жилого помещения принадлежащего АО КБ «Росинтербанк» в лице ГК «АСВ» на основании акта-приема передачи имущества должника, не реализованного на публичных торгах (л.д.111-112), поэтому суд признает наличие недобросовестности со стороны Рудовой С.Н., а сумму 73 238 рублей 07 копеек считает неосновательным обогащением ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования СПб ГКУ «Городской информационно-расчётный центр» удовлетворить. Взыскать с Рудовой Светланы Николаевны в пользу СПб ГКУ «Городской информационно-расчётный центр» за период с 01.04.2021 по 30.09.2021 необоснованно полученные суммы денежной выплаты семье, имеющей ребенка-инвалида, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на Руселевич Д.А. в размере 13 323 (Тринадцать тысяч триста двадцать три) рубля 35 копеек и денежной выплаты на оплату жилого помещения семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в помещении частного жилого фонда в размере 3 541 (Три тысячи пятьсот сорок один) рубль 65 копеек; ежемесячного пособия на ребенка-инвалида школьного возраста на Руселевич Д.А. в размере 43 938 (Сорок три тысячи девятьсот сорок восемь) рублей 53 копейки; ежемесячного пособия на ребенка школьного возраста на Руселевич А.А. в размере 5 984 (Пять тысяч девятьсот восемьдесят четыре) рубля 57 копеек; ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет на Руселевича В.А. в размере 6 449 (Шесть тысяч четыреста сорок девять) рублей 97 копеек, а всего 73 238 (Семьдесят три тысячи двести тридцать восемь) рублей 07 копеек. На решение может быть подана апелляционная жалоба в СанктПетербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: Мотивированное решение составлено 24.04.2024

Оригинал дела:

Дело на сайте суда
Нужна консультация юриста?

Звоните! Консультация бесплатная. Звонок бесплатный.