Иск о бесплатном предоставлении земельного участка для регистрации права собственности

Лихолетова М.В. подала иск к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга с требованием предоставить ей в собственность земельный участок площадью 1404 кв.м. бесплатно и без торгов. В иске уточняется, что истец просит суд распорядиться о предоставлении участка и установить срок для выдачи распоряжения не более одного месяца с момента вступления решения в законную силу. Основной аргумент истца заключается в необходимости получения участка для регистрации права собственности.

Полный текст дела

Дело № 2635/2024 04 апреля 2024 года УИД78RS0020-01-2023-003815-15 г.Санкт-Петербург решение Именем российской федерации Пушкинский районный суд СанктПетербурга в составе: председательствующего судьи Петровой Е.С. при секретаре Щевелёвой К.О. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лихолетовой М.В. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов, с участием представителя истца Мурзамуратовой А.С. (по доверенности от 14.07.2023), УСТАНОВИЛ: Лихолетова М.В. обратилась в суд с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, уточнив исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ (л.д.174-175), просит предоставить истцу в собственность бесплатно без проведения торгов земельный участок общей площадью 1404 кв.м. с кадастровым номером № 0, расположенный по адресу: Российская Федерация, ..., путем выдачи в срок не превышающий одного месяца со дня вступления решения в законную силу распоряжения о предоставлении Лихолетовой М.В. земельного участка с кадастровым номером № 0 в собственность бесплатно без проведения торгов, что будет являться основанием для регистрации права собственности истца на земельный участок. Истец в судебное заседание не явилась, извещена о дне, месте и времени судебного разбирательства. Представитель истца иск поддержала. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени судебного разбирательства, в письменных возражениях просил в иске отказать. Представитель третьего лица Коллективное огородничество №6 г.Павловска в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени судебного разбирательства в соответствии со ст.165.1 п.1 ГК РФ. Суд, выслушав объяснения участника процесса, исследовав материалы дела, считает, что иск не подлежит удовлетворению. В обоснование исковых требований истец ссылается, что является членом товарищества огородников №6 в г.Санкт-Петербург, Пушкинский район с 2019 года. Согласно выписке от 26.06.2023 из протокола общего собрания от 14.08.2021 Коллективного огородничества № 6 г.Павловска Лихолетовой М.В. распределен участок №19, общей площадью 1404 кв.м., которым истец владеет и пользуется по настоящее время. Из выписки из ЕГРН следует, что Санкт-Петербург является правообладателем земельного участка с кадастровым номером: 78:42:0016401:1465, общей площадью 1404 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: ведение огородничества (л.д.14). Согласно справке №8 от 26.06.2023 Лихолетова М.В., член огородничества № 0, участок № 0, кадастровый № 0, не имеет задолженности по членским взносам перед Коллективным огородничеством № 0, расположенного по адресу: ... (л.д.9). Коллективное огородничество №6 г.Павловска зарегистрировано распоряжением Главы администрации г.Павловска от 25.05.1994 №256. На основании Протокола об итогах заседания Комиссии по принятию решений о предоставлении земельных участков в аренду от 26.09.2014 №57 был заключен договор № 24/ЗК-00024 аренды земельного участка от 03.10.2014, по которому Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга предоставил на условиях аренды Коллективному огородничеству №6 г.Павловска земельный участок Зона 12, кадастровый № 0, площадью 6794600 кв.м., находящийся по адресу: ..., между Полевой и железнодорожной веткой на Антропшино, огородничество № 0. Согласно п.1.3 указанного договора участок относится к землям населенных пунктов. Изменение вида разрешенного использования участка допуска исключительно с разрешения Арендодателя (л.д.21-24), 03.11.2022 Лихолетова М.В. обратилась с заявлением и приложенными к нему документами к ответчику в СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» о предоставлении в собственность бесплатно без проведения торгов вышеуказанного земельного участка площадью 1404 кв.м. с кадастровым номером: 78:42;0016401:1465. Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга принял решение от 22.12.2022 № 05-26-45911/22-0-0 об отказе в предоставлении земельного участка по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование города федерального значения Санкт-Петербурга город Павловск, территория Пязелево, Полевая улица, земельный участок 19, площадью 1404 кв.м, с кадастровым номером 78:42:0016401:1465 в собственность бесплатно без проведения торгов, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524, Участок находится в границах территориальной зоны Т1Ж2-2 - жилая зона индивидуальных отдельно стоящих жилых домов с участками не менее 1200 квадратных метров с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры, в градостроительном регламенте которой вид разрешенного использования земельного участка «ведение огородничества» в перечне основных, либо условно разрешенных видов использования земельных участков не предусмотрен (л.д.142-143). В соответствии с пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из перечисленных оснований, в том числе, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории. Согласно ст.3 п.2.7 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации; земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. Предоставление в собственность земельного участка осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, заявления указанных в абзаце пятом пункта 2.7 настоящей статьи собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, или лица, уполномоченного на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества (пункт 2.9 статьи 3 Закона № 137-ФЗ). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предварительном согласовании предоставления или решение о предоставлении в собственность или аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в предварительном согласовании его предоставления или об отказе в его предоставлении (пункт 2.10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ). Приведенная в Законе № 137-ФЗ процедура приобретения прав на земельные участки не требует признания права на такой участок в судебном порядке. В силу норм действующего законодательства и порядка на государственном органе лежит обязанность рассмотреть заявление от заинтересованного лица, но не возникает обязанность принять по результатам рассмотрения заявления только положительное решение. Право Лихолетовой М.В. в отношении спорного земельного участка подлежит реализации в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ), в рамках административных процедур. Согласно положениям пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Таким образом, требования об обязании государственного органа осуществить действия, либо о признании решения или действия (бездействия) государственного органа незаконным должны быть рассмотрены по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ). Решения, действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке по правилам, предусмотренным КАС РФ путем подачи заявления в трехмесячный срок. Согласно статье 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Таким образом, основанием для признания решения, действия (бездействия) незаконным является не только его несоответствие законодательству, но и нарушение прав и свобод заявителя. При этом наличие второго критерия должно быть доказано заявителем (ст. 62 КАС РФ). При рассмотрении заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя (ст. 227 КАС РФ). Суд может обязать государственный орган совершить определенные действия только в случае признания акта государственного органа недействительным, его решений действий (бездействия) незаконными, если заявитель докажет, что они не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы или препятствуют осуществлению гражданином его прав и свобод. Для обязания государственного органа совершить определенные действия необходимо в первоочередном порядке признать в его действиях (бездействиях) состав нарушения, противоречащего действующему законодательству. В связи с чем, без признания незаконным акта, решения, действия (бездействия), обязание совершить определенные действия при наличии административно-публичных правоотношений не представляется возможным. Требование о признании незаконным решения, действия (бездействия) Комитета имущественных отношений истцом не заявлено. Кроме того, суд учитывает, что основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений, определяет градостроительный регламент территориальной зоны (ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации). Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (п. 9 ст. 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации). Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункта 9 статьи 1, частей 1 и 2 статьи 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке. В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Статьями 1, 37 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны. В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Частью 1 статьи 37 ГрК РФ определено, что разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (ч. 2 ст. 37 ГрК РФ). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Исходя из взаимосвязанных положений статей 7, 85 ЗК РФ, статей 1, 30, 36 и 37 ГрК РФ, а также статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», разрешенное использование земельного участка определяет особенности правового режима этого участка и устанавливается градостроительным регламентом, входящим в состав правил землепользования и застройки. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Т1Ж2-2 - жилая зона индивидуальных отдельно стоящих жилых домов с участками не менее 1200 кв.м. с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры. Градостроительный регламент территориальной зоны Т1Ж2-2 не предусматривает использование территории для ведения огородничества в качестве основного, либо условно разрешенного вида использования. На основании пункта 4 статьи 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Согласно части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. В силу статьи 63 ГрК РФ документом территориального планирования субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербург является Генеральный план Санкт-Петербурга. В системе юридической иерархии документов, регулирующих градостроительную деятельность, документы территориального планирования (для Санкт-Петербурга - Генеральный план Санкт-Петербурга), являются основным, главным видом градостроительной документации, в целях реализации которого принимаются все остальные документы. Таким образом, Генеральный план Санкт-Петербурга, входящие в его состав Положение о территориальном планировании, карты функционального зонирования и иные карты, включенные в состав Генерального плана Санкт-Петербурга, являются обязательными при принятии решений органами государственной власти Санкт-Петербурга, а также для иных субъектов градостроительной деятельности. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081 во исполнение пунктов 10 и 11 статьи 71 ЗК РФ утверждено Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре) (далее - Положение), которое устанавливает порядок осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора). Согласно пункту 2 Положения предметом государственного земельного надзора являются, в том числе соблюдение обязательных требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Объектом государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений (земли, земельные участки или части земельных участков), а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Последовательность действий, которые должен совершить уполномоченный орган в случае поступления заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов, установлена статьей 39.17 ЗК РФ, согласно пункту 5 которой уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления обязан совершить одно из трех перечисленных в названном пункте действий: подготовить проект соответствующего договора и направить его для подписания заявителю; принять решение о предоставлении земельного участка; принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ оснований. Статьей 39.16 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (п. 14 указанной статьи). Кроме того, Федеральным законом от 14.07.2022 № 312-ФЗ Закон № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон № 217-ФЗ) дополнен статьей 4.1, которой введено понятие территории садоводства и огородничества. В состав территории садоводства или огородничества входят садовые земельные участки или огородные земельные участки, а также земельные участки общего назначения. Согласно статье 6 Закона № 217-ФЗ, ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках может осуществляться гражданами, как членами товарищества, так и без создания товарищества, но исключительно на земельных участках, входящих в территорию садоводства или огородничества. В части 2 статьи 23 Закона № 217-ФЗ указано, что образование земельного участка независимо от способа ведения огородничества (путем организации товарищества или без участия в товариществе) допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. На данный момент проект межевания территории не утвержден. Подпунктом 6 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Учитывая изложенное в совокупности, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме. С учетом отказа в иске судебные расходы истца возмещению не подлежат (ст.98 ГПК РФ). На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Лихолетовой М.В. отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: Мотивированное решение составлено 04.04.2024

Оригинал дела:

Дело на сайте суда
Нужна консультация юриста?

Звоните! Консультация бесплатная. Звонок бесплатный.