Иск о повышении доступности объектов музея для инвалидов

Прокурор Пушкинского района Санкт-Петербурга подал иск к ФГБУК «Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское село» в защиту неопределенного круга лиц. Иск касается обязательств учреждения по улучшению доступности для инвалидов. Прокурор требует: 1. Оборудовать объекты системы информационной поддержки и навигации для лиц с нарушением зрения. 2. Оснастить лестничные марши Александровского дворца поручнями и тактильными указателями. 3. Обеспечить эвакуационные маршруты фотолюминесцентной маркировкой и обозначить края ступеней. 4. Установить элементы конструкции лестницы для предотвращения падений. 5. Оснастить туалеты для инвалидов поручнями и обеспечить доступ для людей на креслах-колясках. 6. Сформировать культуру безопасности и разработать паспорта доступности объектов в соответствии с законодательством. Основной аргумент прокурора – необходимость создания комфортных условий для лиц с ограниченными возможностями, соблюдение законных норм доступности и безопасности.

Полный текст дела

Дело № 2-1784/2024 23 апреля 2024 года УИД 78RS0020-01-2023-006507-87 г.Санкт-Петербург РЕШЕНИЕ Именем российской федерации Пушкинский районный суд СанктПетербурга в составе: председательствующего судьи Петровой Е.С. при секретаре Щевелёвой К.О. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга в защиту неопределенного круга лиц к ФГБУК «Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское село» об обязании совершить определенные действия, с участием представителя истца помощника прокурора Димовой Е.Ю., представителя ответчика Кротовой М.И. (по доверенности от 22.04.2022), Установил: Прокурор Пушкинского района Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ФГБУК «Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское село» об обязании в течение 360 дней со дня вступления решения суда в законную силу: оборудовать объекты Учреждения системой средств информационной поддержки и навигации для лиц с нарушением зрения, а именно - системой радиоинформирования и звукового ориентирования, предусмотренной ГОСТ Р 59431-2021; внешние и отдельные внутренние лестничные марши Александровского дворца оборудовать поручнями, соответствующими требованиям п. 5.1.13 СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 51261, а также тактильными наземными (напольными) указателями; эвакуационные лестничные марши и пути эвакуации Александровского дворца и на Чугунную лестницу Екатерининского дворца оборудовать непрерывной низкорасположенной фотолюминесцентной маркировкой, а также обозначить края ступеней, перил; предусмотреть в Александровском дворце наличие элементов конструкции лестницы, расположенных вдоль прохожей части лестничного марша, препятствующих смещению ноги человека за габариты прохожей части, а именно - боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, оборудовать устройством для предотвращения соскальзывания трости или ноги; оборудовать туалетные кабины для инвалидов, расположенные в Екатерининском дворце, Екатерининском и Александровском парках, поручнями, соответствующими требованиями ГОСТ Р 51261-2022; общественный туалет, расположенный в Екатерининском парке, обеспечить условиями для доступа инвалидов на кресле-коляске, лиц с нарушением зрения в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020; сформировать в Учреждении культуру безопасности жизнедеятельности при оказании ситуационной и иной помощи инвалидам, в том числе при обеспечении эвакуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации, в соответствии с требованиями п. 4.3 ГОСТ Р 58178-2018, ГОСТ Р 22.3.07-2014; создать условия эвакуации лиц, передвигающихся на кресле-коляске, из объектов Учреждения в соответствии с требованиями п. 5.3 ГОСТ Р 58178-2018; разработать паспорта доступности объектов Учреждения, сформированные по итогам реализации мероприятий с 2016 года и утверждённые руководителем Учреждения, а также оформленные управленческие решения по срокам и объёмам работ, необходимых для приведения объектов и порядка предоставления в них услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации; создать условия организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу по путям эвакуации через эвакуационный выход в Екатерининском дворце. Помощник прокурора Димова Е.Ю. иск поддержала. Представитель ответчика не возражала против иска. Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению. Из материалов дела следует, что Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов ФГБУК «Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское село» (далее - Учреждение), в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества; социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, другим учреждениям). В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» в Российской Федерации необходимо обеспечить принятие надлежащих мер по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Основные приоритеты и цели государственной политики в отношении инвалидов и других маломобильных групп населения включают в себя: создание инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, а также обеспечение приспособленности жилых помещений для использования инвалидами; социальное сопровождение граждан, в том числе инвалидов, при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в оказании медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь (мероприятия по социальному сопровождению осуществляются с использованием методик преемственности и в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг); создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры; обеспечение информационной доступности в части выпуска книг, изданий, в том числе учебников и учебных пособий для инвалидов по зрению, и в части адаптации телевизионных программ для инвалидов по слуху; формирование комплексных реабилитационных и абилитационных услуг инвалидам, в том числе детям-инвалидам, которые должны решать вопросы медицинского и социального характера, а также учитывать то, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны; создание условий доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством обеспечения деятельности ресурсных учебно-методических центров, функционирующих на базе образовательных организаций высшего образования, а также базовых профессиональных образовательных организаций в субъектах Российской Федерации. Пунктом 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», установлено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски; возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта; содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № 386н. Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлено, что порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет» устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 09.03.2021 № 68-р «Об утверждении Методических рекомендаций по наполнению раздела о доступности объектов и услуг для инвалидов на официальных сайтах организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предоставляющих услуги населению в Санкт-Петербурге, независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности» определён единый подход к содержанию информации об условиях доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, размещаемой организациями, предоставляющими услуги населению в Санкт-Петербурге, независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности на официальных сайтах в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет». В ходе проверки прокуратурой района выявлены следующие нарушения в сфере доступности Учреждения для инвалидов и других маломобильных групп населения: отсутствует система средств информационной поддержки и навигации для лиц с нарушением зрения, а именно - система радиоинформирования и звукового ориентирования, предусмотренная ГОСТ Р 59431-2021 (п. 5.1.3 СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (далее - СП 59.13330.2020), п. 5.3, 6.8, 6.8.4 ГОСТ Р 58178- 2018, п. 9.1 СП 136.13330.2012, п. 14 приложения к приказу Минстроя России от 11.07.2019 № 397/пр., п. 4 приказа Министерства культуры Российской Федерации от 16.11.2015 № 2800 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ» (далее - Приказ № 2800), п.3е приказа Министерства культуры Российской Федерации от 16.11.2015 № 2803 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов музеев, включая возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов» (далее - Приказ № 2803); на внешнем и отдельных внутренних лестничных маршах Александровского дворца отсутствуют поручни, соответствующие требованиям п. 5.1.13 СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 51261, а также отсутствуют тактильные наземные (напольные) указатели, что противоречит положениям ГОСТ Р 52875-201; на эвакуационных лестничных маршах и на путях эвакуации Александровского дворца и на Чугунной лестнице Екатерининского дворца отсутствует непрерывная низкорасположенная фотолюминесцентная маркировка, а также обозначения краев ступеней, перил (п.9.3.3.2, п. 9.1.2.13 ГОСТ Р 34428-2018, п. 5.3 ГОСТ Р 58178-2018); в Александровском дворце отсутствуют элементы конструкции лестницы, располагаемые вдоль прохожей части лестничного марша, препятствующие смещению ноги человека за габариты прохожей части, а именно - боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, не имеют устройств для предотвращения соскальзывания трости или ноги (п. 6.2.8 СП 59.13330.2020); поручни, установленные на унитазах в туалетных кабинах для инвалидов, расположенных в Екатерининском дворце, Екатерининском и Александровском парках, могут применяться только для индивидуального использования и не могут устанавливаться в общественных туалетах (ГОСТ Р 51261-2022); общественный туалет, расположенный в Екатерининском парке, не обеспечен условиями для доступа инвалидов на кресле-коляске, лиц с нарушением зрения (СП 59.13330.2020); в Учреждении не сформирована культура безопасности жизнедеятельности при оказании ситуационной и иной помощи инвалидам, в том числе при обеспечении эвакуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации (п. 4.3 ГОСТ Р 58178-2018, положения ГОСТ Р 22.3.07-2014); представленные условия входа в музей и выхода посредством применения наклонной подъемной платформы не обеспечивает условия эвакуации лиц, передвигающихся на кресле-коляске. Иные технические средства и/или способы управления эвакуацией инвалидов, в том числе передвигающихся на кресле-коляске учреждением не представлены (п. 5.3 ГОСТ Р 58178-2018); отсутствие паспортов доступности, сформированных по итогам реализации мероприятий с 2016 года и утверждённых руководителем Учреждения, а также оформленных управленческих решений по срокам и объёмам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления в нём услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации (Приказ № 2800, Приказ № 2803); эвакуационный выход в Екатерининском дворце закрыт на ключ, двери не оборудованы системой контроля и управления доступом, что создаёт условия невозможности организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу по путям эвакуации через эвакуационные выходы (требования Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 1.13130.2020). По результатам проведённой проверки прокуратурой района в адрес Учреждения внесено представление от 18.08.2023 № 03-01-2023/265 с требованием устранить выявленные нарушения законодательства, по результатам рассмотрения которого указанные нарушения не устранены, что подтверждается ответом на представление. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Учитывая изложенное в совокупности, суд удовлетворяет иск. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования удовлетворить. Обязать ФГБУК «Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское село» в течение 360 дней со дня вступления решения суда в законную силу: оборудовать объекты Учреждения системой средств информационной поддержки и навигации для лиц с нарушением зрения, а именно - системой радиоинформирования и звукового ориентирования, предусмотренной ГОСТ Р 59431-2021; внешние и отдельные внутренние лестничные марши Александровского дворца оборудовать поручнями, соответствующими требованиям п. 5.1.13 СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 51261, а также тактильными наземными (напольными) указателями; эвакуационные лестничные марши и пути эвакуации Александровского дворца и на Чугунную лестницу Екатерининского дворца оборудовать непрерывной низкорасположенной фотолюминесцентной маркировкой, а также обозначить края ступеней, перил; предусмотреть в Александровском дворце наличие элементов конструкции лестницы, расположенных вдоль прохожей части лестничного марша, препятствующих смещению ноги человека за габариты прохожей части, а именно - боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, оборудовать устройством для предотвращения соскальзывания трости или ноги; оборудовать туалетные кабины для инвалидов, расположенные в Екатерининском дворце, Екатерининском и Александровском парках, поручнями, соответствующими требованиями ГОСТ Р 51261-2022; общественный туалет, расположенный в Екатерининском парке, обеспечить условиями для доступа инвалидов на кресле-коляске, лиц с нарушением зрения в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020; сформировать в Учреждении культуру безопасности жизнедеятельности при оказании ситуационной и иной помощи инвалидам, в том числе при обеспечении эвакуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации, в соответствии с требованиями п. 4.3 ГОСТ Р 58178-2018, ГОСТ Р 22.3.07-2014; создать условия эвакуации лиц, передвигающихся на кресле-коляске, из объектов Учреждения в соответствии с требованиями п. 5.3 ГОСТ Р 58178-2018; разработать паспорта доступности объектов Учреждения, сформированные по итогам реализации мероприятий с 2016 года и утверждённые руководителем Учреждения, а также оформленные управленческие решения по срокам и объёмам работ, необходимых для приведения объектов и порядка предоставления в них услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации; создать условия организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу по путям эвакуации через эвакуационный выход в Екатерининском дворце. Взыскать с ФГБУК «Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское село» госпошлину в доход бюджета Санкт-Петербурга в размере 300 (Триста) рублей. На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: Мотивированное решение составлено 23.04.2024

Оригинал дела:

Дело на сайте суда
Нужна консультация юриста?

Звоните! Консультация бесплатная. Звонок бесплатный.