Взыскание 291 706 ₽ со страховой компании за отказ в ремонте автомобиля по ОСАГО
В результате ДТП автомобиль истца получил механические повреждения. Ответчик, СПАО «Ингосстрах», выдал направление на ремонт в сторонний автосервис, однако сотрудники сервиса отказались проводить восстановительные работы из-за повреждения VIN-номера. Автомобиль был оставлен на незащищенной стоянке без ремонта.
Истец потребовала от страховой компании организовать ремонт у официального дилера, поскольку транспортное средство находилось на гарантии, но получила отказ. Независимая экспертиза оценила стоимость восстановительного ремонта в 291 706 ₽ по среднерыночным ценам.
Стороны дела
История дела
- 17.01.2024, 08:52
Регистрация иска
-
17.01.2024, 16:33Передача материалов судье
-
17.01.2024, 18:00Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
Результат: Иск принят к производству
-
17.01.2024, 18:10Подготовка к судебному разбирательству
-
17.01.2024, 19:00Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
-
20.02.2024, 09:00Судебное заседание
Место: 407
Результат: Объявлен перерыв
-
27.02.2024, 09:15Судебное заседание
Место: 407
Результат: Вынесено решение по делу
Причина: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
-
04.03.2024, 15:03Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
-
02.04.2024, 16:36Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
-
02.04.2024, 16:37Дело оформлено
-
20.01.2025, 09:49Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
Причина: о взыскании судебных расходов
-
20.01.2025, 09:49Изучение поступившего ходатайства/заявления
Результат: Назначено судебное заседание для рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
-
10.02.2025, 11:30Судебное заседание
Место: 407
Результат: Ходатайство/заявление УДОВЛЕТВОРЕНО
-
11.02.2025, 14:43Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
-
10.03.2025, 07:37Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
Причина: об индексации присужденных денежных сумм
-
14.03.2025, 07:38Изучение поступившего ходатайства/заявления
Результат: Ходатайство/заявление возвращено без рассмотрения по существу
-
27.03.2025, 11:35Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
-
07.05.2025, 10:10Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
Причина: об исправлении описок и явных арифметических ошибок
-
07.05.2025, 10:11Изучение поступившего ходатайства/заявления
Результат: Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса не требует проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле
-
07.05.2025, 19:00Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
Результат: Ходатайство/заявление УДОВЛЕТВОРЕНО
-
27.05.2025, 08:49Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Позиция истца
Истец требовала взыскать с ответчика убытки в размере 291 706 ₽, штраф за недобровольное исполнение обязательств, компенсацию морального вреда (10 000 ₽) и расходы на экспертизу (15 000 ₽). Она настаивала на том, что страховая компания нарушила условия ОСАГО, не обеспечив ремонт у официального дилера, и не выполнила свои обязательства в установленный срок.
Позиция ответчика
Страховая компания возражала против иска, утверждая, что отсутствие договора с официальным дилером не обязывает ее направлять автомобиль именно туда. Также ответчик ссылался на невозможность ремонта из-за повреждения VIN-номера, утверждая, что это делает восстановление технически невыполнимым.
Обоснование и выводы суда
Суд применил положения ГК РФ (ст. 15, 309, 310, 393) и Закона об ОСАГО (ст. 12, 16.1), указав, что страховая компания обязана была организовать ремонт у официального дилера, так как автомобиль находился на гарантии. Повреждение VIN-номера не является абсолютным препятствием для ремонта, поскольку законодательство предусматривает процедуру дополнительной маркировки.
Решение суда
Суд частично удовлетворил иск, взыскав с ответчика:
- 291 706 ₽ в возмещение убытков,
- штраф 43 787 ₽,
- компенсацию морального вреда 2 000 ₽,
- расходы на экспертизу 15 000 ₽.
В остальной части иска отказано.
Оригинальный текст дела
Дело №2-1847/2024г.
УИД 16RS0046-01-2024-000860-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2024 г. Вахитовский районный суд г.Казани в составе:
председательствующего судьи Л.Х. Рахматуллиной,
при секретаре Д.Д. Коноваловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салемгараевой Эльмира Сахипгараевны к СПАО "Ингосстрах" о взыскании убытков, компенсации морального вреда, штрафа, -
УСТАНОВИЛ :
Истец обратился в суд с иском к ответчику в вышеизложенной формулировке, указывая в обоснование иска, что в результате ДТП от .... принадлежащий истцу автомобиль ... получил механические повреждения по вине ФИО6, управлявшего автомобилем ....
Автогражданская ответственность ФИО5 на момент ДТП была застрахована в СПАО «Ингосстрах», автогражданская ответственность истца - не застрахована.
.... истец обратился к ответчику СПАО «Ингосстрах» с заявлением о возмещении убытков.
.... автомобиль предоставлен на осмотр,ответчиком организовано проведение независимой экспертизы в ...»
Ответчиком истцу выдано направление на ремонт в ... по адресу ....
Истец обратился в ...», сотрудники которого в устной форме отказали истцу в ремонте по причине того, что на автомобиле поврежден вин номер и они не могут восстановить его.
После звонка автомобиль выгнали на улицу и оставили в открытом виде на не охраняемой стоянке, сказали, что можно приехать забрать автомобиль.
.... истец направил ответчику претензию с требованием выдать направление на ремонт в СТОА, осуществляющее сервисное обслуживание транспортных средств марки ...», т.к. автомобиль находится на гарантии у официального дилера ...
Ответчик сообщил о невозможности организовать ремонт у официального дилера.
.... истцом ответчику направлена письменная претензия, в удовлетворении которой было отказано.
Истец .... обратился с заявлением к финансовому уполномоченному.
Решением финансового уполномоченного истцу также отказано.
С решением финансового уполномоченного истец не согласен.
Согласно подготовительному экспертному заключению стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца составила по Единой методике без учета износа 218257 руб. 28 коп., с учетом износа - 172346 руб. 20 коп., стоимость восстановительного ремонта по среднерыночным ценам - 291706 руб. 74 коп.
Истец считает, что в связи с нарушением взятых на себя обязательств по ремонту автомобиля, страховая компания нарушила законодательство, нанесла убыток истцу.
В связи с этим истец просит взыскать с ответчика убытки в размере 291706 руб. 74 коп., штраф, в счет компенсации морального вреда 10000 руб., расходы за экспертизу 15000 руб.
Истец и его представитель в судебном заседании иск поддержали.
Представитель ответчика СПАО «Ингосстрах» с иском не согласился.
Представитель АНО "СОДФУ" на судебное заседание не явился, извещен.
Представитель третьего лица ООО «Автоцентр Брокерс» на судебное заседание не явился, извещен, согласно поступившему отзыву ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третье лицо Малаев А.М. на судебное заседание не явился, извещен.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.15 ГК РФ 1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
- Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также не полученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 310 названного кодекса односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 393 указанного кодекса должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1).
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 данного кодекса.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (пункт 2).
Статьей 12 Закона об ОСАГО предусмотрено, что страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных п. 16.1 этой статьи) в соответствии с п. 15.2 или п. 15.3 указанной статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).
Страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом положений абзаца второго п. 19 этой же статьи.
15.2. Требованиями к организации восстановительного ремонта являются в том числе:
срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (но не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта);
критерии доступности для потерпевшего места проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (при этом по выбору потерпевшего максимальная длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования, от места дорожно-транспортного происшествия или места жительства потерпевшего до станции технического обслуживания не может превышать 50 километров, за исключением случая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта и обратно);
требование по сохранению гарантийных обязательств производителя транспортного средства (восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться станцией технического обслуживания, являющейся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории Российской Федерации и осуществляющими сервисное обслуживание таких транспортных средств от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок).
Если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать потерпевшему направление на ремонт на одну из таких станций. В случае отсутствия указанного согласия возмещение вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется в форме страховой выплаты (п. 15.2).
При наличии согласия страховщика в письменной форме потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта своего поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика на момент подачи потерпевшим заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков отсутствует договор на организацию восстановительного ремонта. В этом случае потерпевший в заявлении о страховом возмещении или прямом возмещении убытков указывает полное наименование выбранной станции технического обслуживания, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты, а страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт и оплачивает проведенный восстановительный ремонт (п. 15.3).
Перечень случаев, когда страховое возмещение вместо организации и оплаты страховщиком восстановительного ремонта по соглашению сторон, по выбору потерпевшего, по соглашению сторон или в силу объективных обстоятельств производится в форме страховой выплаты, установлен п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО.
Согласно п.37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 08.11.2022г. №31 страховое возмещение осуществляется в пределах установленной Законом об ОСАГО страховой суммы путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания либо в форме страховой выплаты (пункты 1 и 15 статьи 12 Закона об ОСАГО).
Согласно ч.3 ст.16.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002г. №40-ФЗ при удовлетворении судом требований потерпевшего -физического лица об осуществлении страховой выплаты суд взыскивает со страховщика за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего штраф в размере пятидесяти процентов от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определенной судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что в результате ДТП от .... принадлежащий истцу автомобиль ..., получил механические повреждения по вине ФИО6, управлявшего автомобилем ....
Автогражданская ответственность ФИО5 на момент ДТП была застрахована в СПАО «Ингосстрах», автогражданская ответственность истца не застрахована.
.... истец обратился к ответчику СПАО «Ингосстрах» с заявлением о возмещении убытков.
.... автомобиль предоставлен на осмотр, ответчиком организовано проведение независимой экспертизы в ...», согласно заключению стоимость восстановительного ремонта составила без учета износа 87575 руб. 22 коп., с учетом износа - 71700 руб., величина утраты товарной стоимости - 18200 руб.
Ответчиком истцу выдано направление на ремонт в СТО - ...» по адресу ..., которое получено истцом ....
Истец обратился в ...
Как пояснила истец в судебном заседании, сотрудники автосервиса отказали в ремонте по причине того, что на автомобиле поврежден вин номер и они не могут восстановить его.
После звонка автомобиль выгнали на улицу и оставили в открытом виде на не охраняемой стоянке, сказали, что можно приехать забрать автомобиль.
.... истец направил ответчику претензию с требованием выдать направление на ремонт в СТОА, осуществляющее сервисное обслуживание транспортных средств марки «ЛАДА», т.к. автомобиль находится на гарантии у официального дилера «ЛАДА».
Ответчик сообщил об отсутствии оснований для смены СТОА, невозможности организовать ремонт у официального дилера.
.... истцом ответчику направлена письменная претензия, в удовлетворении которой было отказано.
.... истцу выплачена сумма УТС.
Истец .... обратился с заявлением к финансовому уполномоченному.
Решением финансового уполномоченного истцу также отказано.
С решением финансового уполномоченного истец не согласен.
Согласно подготовительному экспертному заключению стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца составила по Единой методике без учета износа 218257 руб. 28 коп., с учетом износа - 172346 руб. 20 коп., стоимость восстановительного ремонта по среднерыночным ценам - 291706 руб. 74 коп.
Суд полагает исковые требования истца к ответчику СПАО «Ингосстрах» о взыскании убытков обоснованными.
Согласно п.57 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 08.11.2022г. №31 случае организации и оплаты страховщиком восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства между страховщиком, потерпевшим и станцией технического обслуживания должно быть достигнуто соглашение о сроках, в которые станция технического обслуживания производит восстановительный ремонт транспортного средства потерпевшего, о полной стоимости ремонта, о возможном размере доплаты, о недопустимости или об использовании при восстановительном ремонте бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) при наличии соответствующего письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим (абзац третий пункта 15.1, абзацы третий и шестой пункта 17 статьи 12 Закона об ОСАГО).
В соответствии с п.59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 08.11.2022г. №31 Восстановительный ремонт поврежденного легкового автомобиля должен быть осуществлен в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта (абзац второй пункта 15.2 статьи 12 Закона об ОСАГО).
Если станция технического обслуживания не приступает своевременно к выполнению восстановительного ремонта или выполняет ремонт настолько медленно, что окончание его к сроку становится явно невозможным, потерпевший вправе изменить способ возмещения вреда и потребовать возмещения убытков в размере, необходимом для устранения недостатков и завершения восстановительного ремонта. Такие требования предъявляются потерпевшим с соблюдением правил, установленных статьей 16.1 Закона об ОСАГО.
Как установлено судом .... истец предоставила автомобиль в СТОА.
Лишь по истечении более ... - .... СТОА истцу было направлено СМС-сообщение о необходимости обратиться в ГИБДД и получить справку о замене стойки с ....
В пункте 17 статьи 12 Федерального закона от 25 апреля2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрено, что обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего, принятые им на основании абзаца второго пункта 15 или пунктов 15.2 - 15.3 этой статьи, считаются исполненными страховщиком надлежащим образом с момента получения потерпевшим отремонтированного транспортного средства (абзац восьмой).
Ответственность за несоблюдение станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, а также за нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего несет страховщик, выдавший направление на ремонт (абзац девятый).
Из установленных обстоятельств дела следует, что страховая компания в установленный срок свою обязанность организовать и оплатить восстановительный ремонт автомобиля потерпевшего с применением новых комплектующих изделий (возмещение вреда в натуре) не исполнила, вины в этом самого потерпевшего по делу не установлено.
Кроме того, в соответствии с п.54 вышеуказанного Постановления в целях сохранения гарантийных обязательств ремонт поврежденного легкового автомобиля на станции технического обслуживания, являющейся сервисной организацией в рамках договора, заключенного с производителем и (или) импортером (дистрибьютором), производится в течение двух лет с года выпуска транспортного средства (пункт 15.2 статьи 12 Закона об ОСАГО).
Если с года выпуска транспортного средства прошло более двух лет, но срок гарантийного обязательства не истек, а страховщик не выдает направление на обязательный восстановительный ремонт на станции технического обслуживания, являющейся сервисной организацией в рамках договора, заключенного с производителем и (или) импортером (дистрибьютором), потерпевший вправе потребовать осуществления страхового возмещения путем выдачи суммы страховой выплаты с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) (пункт 1 статьи 6 ГК РФ, пункт 15.2 и подпункт "е" пункта 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО, абзац второй пункта 3 статьи 29 Закона о защите прав потребителей).
В судебном заседании также установлено, что транспортное средство зарегистрировано истцом в ГИБДД ...., срок гарантийного обслуживания автомобиля истца на момент ДТП (...) не истек.
Страховщик не выдал потерпевшему направление официальному дилеру, на СТОА, являющуюся сервисной организацией в рамках договора, заключенного с производителем и (или) импортером.
Как разъяснено в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 года № 31 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», под иными обязательствами по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего, за которые несет ответственность страховщик, следует понимать надлежащее выполнение станцией технического обслуживания работ по ремонту транспортного средства, в том числе выполнение их в объеме и в соответствии с требованиями, установленными в направлении на ремонт, а при их отсутствии - требованиями, обычно предъявляемыми к работам соответствующего рода.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 года№ 31 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», стоимость восстановительного ремонта легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации, определяется страховщиком без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) (абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО).
Таким образом, судом установлено, что ответчиком не исполнено обязательство по организации ремонта транспортного средства истца.
В случае уклонения страховщика от организации ремонта и (или) одностороннего изменения формы возмещения, потерпевший вправе предъявить требование о возмещении убытков. В этом случае убытки могут быть возмещены по общим основаниям, предусмотренным статьями 15, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании в качестве возмещения ущерба в размере 291706 руб. 74 коп.
В соответствии с ч.3 ст.16.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002г. №40-ФЗ сумма штрафа, подлежащая взысканию с ответчика, составляет 43 787 руб. 61 коп.(87575,22:2).
Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» ввиду предусмотренных этим законом ограничений и специфики применяется только в рамках правоотношений, вытекающих из договора обязательного страхования гражданской ответственности, вследствие чего предусмотренные данным федеральным законом санкции (неустойка, штраф) могут быть применены при нарушении страховщиком своих обязательств по осуществлению ремонта, в связи с чем предусмотренные упомянутым законом штрафные санкции подлежат исчислению исходя из размера страхового возмещения, рассчитанного по Единой методике без учета износа.
Оснований для снижения штрафа судом не установлено.
Указанная сумма в полной мере компенсирует нарушенное право истца на своевременное удовлетворение его требований, соразмерна последствиям нарушения обязательства, не нарушает принцип равенства сторон, свидетельствует о соблюдении баланса интересов сторон.
Страховая компания изначально не исполнила обязательства перед потерпевшим надлежащим образом и не предприняла для этого необходимых и достаточных мер. Между тем, ответчик не был лишен возможности урегулировать все разногласия с потерпевшим путем надлежащего определения объема своей ответственности по конкретному страховому случаю.
Признаков злоупотребления правом в действиях истца судом по имеющимся материалам дела не установлено.
Доводы представителя ответчика СПАО «Ингосстрах» об отсутствии оснований для возложения на него обязанности к организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства являются несостоятельными, ввиду того, что приоритетной формой страхового возмещения вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации, является натуральная форма (пункт 15, 1 статьи 12 Закона об ОСАГО). Основания для изменения формы страхового возмещения установлены пунктом 16.1 Закона об ОСАГО, пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 58. При этом отсутствует указание на то, что в качестве основания для отказа в возмещении причиненного вреда в натуре могут являться отказы СТОА в организации восстановительного ремонта и отсутствие у страховой компании договоров, заключенных со станциями технического обслуживания на ремонт автомобилей. Отсутствие таких договоров не препятствует заключению договора с соответствующей станцией технического обслуживания в период рассмотрения заявления о страховом возмещении.
Также подлежат отклонению доводы представителя ответчика о невозможности осуществления ремонта по причине необходимости замены детали, содержащей номер VIN, поскольку, вопрос о возможности эксплуатации автомобиля после замены детали с таким номером урегулирован Федеральным законом от 03 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" запрещается совершение регистрационных действий в случае замены имеющего маркировку основного компонента транспортного средства на аналогичный компонент, не имеющий маркировки, если это препятствует идентификации транспортного средства, или на аналогичный компонент, имеющий идентификационный номер другого транспортного средства.
Вместе с тем, частью 2 статьи 20 того же Федерального закона предусмотрено, что в случае, если идентификация транспортного средства невозможна вследствие того, что маркировка этого транспортного средства или маркировка основного компонента этого транспортного средства уничтожена вследствие коррозии или проведенного ремонта либо подделана, сокрыта, изменена или уничтожена вследствие противоправных действий третьих лиц, наносится дополнительная маркировка транспортного средства или дополнительная маркировка основного компонента транспортного средства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Требования к дополнительной маркировке транспортных средств, порядок ее нанесения и применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с разделом II Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР N), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 877, под внесением изменений в конструкцию транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.
Процедура проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию установлена статьей 4 раздела V Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".
Пунктом 79 Регламента установлено, что по результатам рассмотрения представленных документов территориальное подразделение органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением N 18 к техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин.
При этом номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения в документ, идентифицирующий транспортное средство. В указанный документ вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности (пункт 80 Регламента).
Наличие в указанном документе номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения дальнейшей эксплуатации транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями.
С учетом изложенного, замена детали без восстановления VIN-номера на ней в условиях СТОА не является основанием для абсолютной невозможности дальнейшей эксплуатации автомобиля.
При таких обстоятельствах необходимо учитывать закрепленное в пункте 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации правило, согласно которому в обязательственных правоотношениях должник должен возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (статья 15, пункт 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из установленных по делу обстоятельств следует, что ответчиком нарушена гарантия на полное возмещение вреда в натуре, ненадлежащим исполнением страховщиком обязательства по осуществлению страхового возмещения истцу причинены убытки, подлежащие возмещению по общим правилам возмещения убытков.
Т.к. судом установлено, что ответчиком нарушены права потребителя, суд считает, что ответчиком причинен истцу моральный вред, который подлежит компенсации. Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины ответчика, то обстоятельство, что истцу причинены нравственные страдания, иные заслуживающие внимание обстоятельства, кроме того, руководствуется принципами разумности и справедливости, поэтому суд полагает, что сумма компенсации морального вреда должна составлять 2000 руб.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ суд полагает необходимым взыскать с ответчика СПАО «Ингосстрах» в пользу истца расходы за оценку 15000 руб., т.к. данные расходы понесены истцом вынужденно в связи с необходимостью защиты нарушенных прав.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ суд полагает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в доход бюджета муниципального района г.Казани в размере 6417 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,-
РЕШИЛ :
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с СПАО «Ингосстрах» (...) в пользу Салимгараевой Эльмиры Сахипгараевны (...) в возмещение убытков 291706 руб. 74 коп., штраф 43 787 руб. 61 коп., в счет компенсации морального вреда 2000 руб., расходы за оценку 15 000 руб.,
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с СПАО «Ингосстрах» (...)государственную пошлину в доход бюджета муниципального района г.Казани в размере 6417 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Вахитовский районный суд г.Казани.
Судья: Л.Х. Рахматуллина
Мотивированное решение составлено 04.03.2024г.
Судья: Л.Х. Рахматуллина
Дело №2-1847/2024г.
УИД 16RS0046-01-2024-000860-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2024 г. Вахитовский районный суд г.Казани в составе:
председательствующего судьи Л.Х. Рахматуллиной,
при секретаре Д.Д. Коноваловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салемгараевой Эльмира Сахипгараевны к СПАО "Ингосстрах" о взыскании убытков, компенсации морального вреда, штрафа, -
УСТАНОВИЛ :
Истец обратился в суд с иском к ответчику в вышеизложенной формулировке, указывая в обоснование иска, что в результате ДТП от .... принадлежащий истцу автомобиль ... получил механические повреждения по вине ФИО6, управлявшего автомобилем ....
Автогражданская ответственность ФИО5 на момент ДТП была застрахована в СПАО «Ингосстрах», автогражданская ответственность истца - не застрахована.
.... истец обратился к ответчику СПАО «Ингосстрах» с заявлением о возмещении убытков.
.... автомобиль предоставлен на осмотр,ответчиком организовано проведение независимой экспертизы в ...»
Ответчиком истцу выдано направление на ремонт в ... по адресу ....
Истец обратился в ...», сотрудники которого в устной форме отказали истцу в ремонте по причине того, что на автомобиле поврежден вин номер и они не могут восстановить его.
После звонка автомобиль выгнали на улицу и оставили в открытом виде на не охраняемой стоянке, сказали, что можно приехать забрать автомобиль.
.... истец направил ответчику претензию с требованием выдать направление на ремонт в СТОА, осуществляющее сервисное обслуживание транспортных средств марки ...», т.к. автомобиль находится на гарантии у официального дилера ...
Ответчик сообщил о невозможности организовать ремонт у официального дилера.
.... истцом ответчику направлена письменная претензия, в удовлетворении которой было отказано.
Истец .... обратился с заявлением к финансовому уполномоченному.
Решением финансового уполномоченного истцу также отказано.
С решением финансового уполномоченного истец не согласен.
Согласно подготовительному экспертному заключению стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца составила по Единой методике без учета износа 218257 руб. 28 коп., с учетом износа - 172346 руб. 20 коп., стоимость восстановительного ремонта по среднерыночным ценам - 291706 руб. 74 коп.
Истец считает, что в связи с нарушением взятых на себя обязательств по ремонту автомобиля, страховая компания нарушила законодательство, нанесла убыток истцу.
В связи с этим истец просит взыскать с ответчика убытки в размере 291706 руб. 74 коп., штраф, в счет компенсации морального вреда 10000 руб., расходы за экспертизу 15000 руб.
Истец и его представитель в судебном заседании иск поддержали.
Представитель ответчика СПАО «Ингосстрах» с иском не согласился.
Представитель АНО "СОДФУ" на судебное заседание не явился, извещен.
Представитель третьего лица ООО «Автоцентр Брокерс» на судебное заседание не явился, извещен, согласно поступившему отзыву ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третье лицо Малаев А.М. на судебное заседание не явился, извещен.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.15 ГК РФ 1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
- Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также не полученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 310 названного кодекса односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 393 указанного кодекса должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1).
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 данного кодекса.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (пункт 2).
Статьей 12 Закона об ОСАГО предусмотрено, что страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных п. 16.1 этой статьи) в соответствии с п. 15.2 или п. 15.3 указанной статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).
Страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом положений абзаца второго п. 19 этой же статьи.
15.2. Требованиями к организации восстановительного ремонта являются в том числе:
срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (но не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта);
критерии доступности для потерпевшего места проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (при этом по выбору потерпевшего максимальная длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования, от места дорожно-транспортного происшествия или места жительства потерпевшего до станции технического обслуживания не может превышать 50 километров, за исключением случая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта и обратно);
требование по сохранению гарантийных обязательств производителя транспортного средства (восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться станцией технического обслуживания, являющейся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории Российской Федерации и осуществляющими сервисное обслуживание таких транспортных средств от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок).
Если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать потерпевшему направление на ремонт на одну из таких станций. В случае отсутствия указанного согласия возмещение вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется в форме страховой выплаты (п. 15.2).
При наличии согласия страховщика в письменной форме потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта своего поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика на момент подачи потерпевшим заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков отсутствует договор на организацию восстановительного ремонта. В этом случае потерпевший в заявлении о страховом возмещении или прямом возмещении убытков указывает полное наименование выбранной станции технического обслуживания, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты, а страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт и оплачивает проведенный восстановительный ремонт (п. 15.3).
Перечень случаев, когда страховое возмещение вместо организации и оплаты страховщиком восстановительного ремонта по соглашению сторон, по выбору потерпевшего, по соглашению сторон или в силу объективных обстоятельств производится в форме страховой выплаты, установлен п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО.
Согласно п.37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 08.11.2022г. №31 страховое возмещение осуществляется в пределах установленной Законом об ОСАГО страховой суммы путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания либо в форме страховой выплаты (пункты 1 и 15 статьи 12 Закона об ОСАГО).
Согласно ч.3 ст.16.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002г. №40-ФЗ при удовлетворении судом требований потерпевшего -физического лица об осуществлении страховой выплаты суд взыскивает со страховщика за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего штраф в размере пятидесяти процентов от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определенной судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что в результате ДТП от .... принадлежащий истцу автомобиль ..., получил механические повреждения по вине ФИО6, управлявшего автомобилем ....
Автогражданская ответственность ФИО5 на момент ДТП была застрахована в СПАО «Ингосстрах», автогражданская ответственность истца не застрахована.
.... истец обратился к ответчику СПАО «Ингосстрах» с заявлением о возмещении убытков.
.... автомобиль предоставлен на осмотр, ответчиком организовано проведение независимой экспертизы в ...», согласно заключению стоимость восстановительного ремонта составила без учета износа 87575 руб. 22 коп., с учетом износа - 71700 руб., величина утраты товарной стоимости - 18200 руб.
Ответчиком истцу выдано направление на ремонт в СТО - ...» по адресу ..., которое получено истцом ....
Истец обратился в ...
Как пояснила истец в судебном заседании, сотрудники автосервиса отказали в ремонте по причине того, что на автомобиле поврежден вин номер и они не могут восстановить его.
После звонка автомобиль выгнали на улицу и оставили в открытом виде на не охраняемой стоянке, сказали, что можно приехать забрать автомобиль.
.... истец направил ответчику претензию с требованием выдать направление на ремонт в СТОА, осуществляющее сервисное обслуживание транспортных средств марки «ЛАДА», т.к. автомобиль находится на гарантии у официального дилера «ЛАДА».
Ответчик сообщил об отсутствии оснований для смены СТОА, невозможности организовать ремонт у официального дилера.
.... истцом ответчику направлена письменная претензия, в удовлетворении которой было отказано.
.... истцу выплачена сумма УТС.
Истец .... обратился с заявлением к финансовому уполномоченному.
Решением финансового уполномоченного истцу также отказано.
С решением финансового уполномоченного истец не согласен.
Согласно подготовительному экспертному заключению стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца составила по Единой методике без учета износа 218257 руб. 28 коп., с учетом износа - 172346 руб. 20 коп., стоимость восстановительного ремонта по среднерыночным ценам - 291706 руб. 74 коп.
Суд полагает исковые требования истца к ответчику СПАО «Ингосстрах» о взыскании убытков обоснованными.
Согласно п.57 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 08.11.2022г. №31 случае организации и оплаты страховщиком восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства между страховщиком, потерпевшим и станцией технического обслуживания должно быть достигнуто соглашение о сроках, в которые станция технического обслуживания производит восстановительный ремонт транспортного средства потерпевшего, о полной стоимости ремонта, о возможном размере доплаты, о недопустимости или об использовании при восстановительном ремонте бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) при наличии соответствующего письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим (абзац третий пункта 15.1, абзацы третий и шестой пункта 17 статьи 12 Закона об ОСАГО).
В соответствии с п.59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 08.11.2022г. №31 Восстановительный ремонт поврежденного легкового автомобиля должен быть осуществлен в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта (абзац второй пункта 15.2 статьи 12 Закона об ОСАГО).
Если станция технического обслуживания не приступает своевременно к выполнению восстановительного ремонта или выполняет ремонт настолько медленно, что окончание его к сроку становится явно невозможным, потерпевший вправе изменить способ возмещения вреда и потребовать возмещения убытков в размере, необходимом для устранения недостатков и завершения восстановительного ремонта. Такие требования предъявляются потерпевшим с соблюдением правил, установленных статьей 16.1 Закона об ОСАГО.
Как установлено судом .... истец предоставила автомобиль в СТОА.
Лишь по истечении более ... - .... СТОА истцу было направлено СМС-сообщение о необходимости обратиться в ГИБДД и получить справку о замене стойки с ....
В пункте 17 статьи 12 Федерального закона от 25 апреля2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрено, что обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего, принятые им на основании абзаца второго пункта 15 или пунктов 15.2 - 15.3 этой статьи, считаются исполненными страховщиком надлежащим образом с момента получения потерпевшим отремонтированного транспортного средства (абзац восьмой).
Ответственность за несоблюдение станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, а также за нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего несет страховщик, выдавший направление на ремонт (абзац девятый).
Из установленных обстоятельств дела следует, что страховая компания в установленный срок свою обязанность организовать и оплатить восстановительный ремонт автомобиля потерпевшего с применением новых комплектующих изделий (возмещение вреда в натуре) не исполнила, вины в этом самого потерпевшего по делу не установлено.
Кроме того, в соответствии с п.54 вышеуказанного Постановления в целях сохранения гарантийных обязательств ремонт поврежденного легкового автомобиля на станции технического обслуживания, являющейся сервисной организацией в рамках договора, заключенного с производителем и (или) импортером (дистрибьютором), производится в течение двух лет с года выпуска транспортного средства (пункт 15.2 статьи 12 Закона об ОСАГО).
Если с года выпуска транспортного средства прошло более двух лет, но срок гарантийного обязательства не истек, а страховщик не выдает направление на обязательный восстановительный ремонт на станции технического обслуживания, являющейся сервисной организацией в рамках договора, заключенного с производителем и (или) импортером (дистрибьютором), потерпевший вправе потребовать осуществления страхового возмещения путем выдачи суммы страховой выплаты с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) (пункт 1 статьи 6 ГК РФ, пункт 15.2 и подпункт "е" пункта 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО, абзац второй пункта 3 статьи 29 Закона о защите прав потребителей).
В судебном заседании также установлено, что транспортное средство зарегистрировано истцом в ГИБДД ...., срок гарантийного обслуживания автомобиля истца на момент ДТП (...) не истек.
Страховщик не выдал потерпевшему направление официальному дилеру, на СТОА, являющуюся сервисной организацией в рамках договора, заключенного с производителем и (или) импортером.
Как разъяснено в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 года № 31 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», под иными обязательствами по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего, за которые несет ответственность страховщик, следует понимать надлежащее выполнение станцией технического обслуживания работ по ремонту транспортного средства, в том числе выполнение их в объеме и в соответствии с требованиями, установленными в направлении на ремонт, а при их отсутствии - требованиями, обычно предъявляемыми к работам соответствующего рода.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 года№ 31 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», стоимость восстановительного ремонта легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации, определяется страховщиком без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) (абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО).
Таким образом, судом установлено, что ответчиком не исполнено обязательство по организации ремонта транспортного средства истца.
В случае уклонения страховщика от организации ремонта и (или) одностороннего изменения формы возмещения, потерпевший вправе предъявить требование о возмещении убытков. В этом случае убытки могут быть возмещены по общим основаниям, предусмотренным статьями 15, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании в качестве возмещения ущерба в размере 291706 руб. 74 коп.
В соответствии с ч.3 ст.16.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002г. №40-ФЗ сумма штрафа, подлежащая взысканию с ответчика, составляет 43 787 руб. 61 коп.(87575,22:2).
Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» ввиду предусмотренных этим законом ограничений и специфики применяется только в рамках правоотношений, вытекающих из договора обязательного страхования гражданской ответственности, вследствие чего предусмотренные данным федеральным законом санкции (неустойка, штраф) могут быть применены при нарушении страховщиком своих обязательств по осуществлению ремонта, в связи с чем предусмотренные упомянутым законом штрафные санкции подлежат исчислению исходя из размера страхового возмещения, рассчитанного по Единой методике без учета износа.
Оснований для снижения штрафа судом не установлено.
Указанная сумма в полной мере компенсирует нарушенное право истца на своевременное удовлетворение его требований, соразмерна последствиям нарушения обязательства, не нарушает принцип равенства сторон, свидетельствует о соблюдении баланса интересов сторон.
Страховая компания изначально не исполнила обязательства перед потерпевшим надлежащим образом и не предприняла для этого необходимых и достаточных мер. Между тем, ответчик не был лишен возможности урегулировать все разногласия с потерпевшим путем надлежащего определения объема своей ответственности по конкретному страховому случаю.
Признаков злоупотребления правом в действиях истца судом по имеющимся материалам дела не установлено.
Доводы представителя ответчика СПАО «Ингосстрах» об отсутствии оснований для возложения на него обязанности к организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства являются несостоятельными, ввиду того, что приоритетной формой страхового возмещения вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации, является натуральная форма (пункт 15, 1 статьи 12 Закона об ОСАГО). Основания для изменения формы страхового возмещения установлены пунктом 16.1 Закона об ОСАГО, пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 58. При этом отсутствует указание на то, что в качестве основания для отказа в возмещении причиненного вреда в натуре могут являться отказы СТОА в организации восстановительного ремонта и отсутствие у страховой компании договоров, заключенных со станциями технического обслуживания на ремонт автомобилей. Отсутствие таких договоров не препятствует заключению договора с соответствующей станцией технического обслуживания в период рассмотрения заявления о страховом возмещении.
Также подлежат отклонению доводы представителя ответчика о невозможности осуществления ремонта по причине необходимости замены детали, содержащей номер VIN, поскольку, вопрос о возможности эксплуатации автомобиля после замены детали с таким номером урегулирован Федеральным законом от 03 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" запрещается совершение регистрационных действий в случае замены имеющего маркировку основного компонента транспортного средства на аналогичный компонент, не имеющий маркировки, если это препятствует идентификации транспортного средства, или на аналогичный компонент, имеющий идентификационный номер другого транспортного средства.
Вместе с тем, частью 2 статьи 20 того же Федерального закона предусмотрено, что в случае, если идентификация транспортного средства невозможна вследствие того, что маркировка этого транспортного средства или маркировка основного компонента этого транспортного средства уничтожена вследствие коррозии или проведенного ремонта либо подделана, сокрыта, изменена или уничтожена вследствие противоправных действий третьих лиц, наносится дополнительная маркировка транспортного средства или дополнительная маркировка основного компонента транспортного средства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Требования к дополнительной маркировке транспортных средств, порядок ее нанесения и применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с разделом II Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР N), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 877, под внесением изменений в конструкцию транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.
Процедура проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию установлена статьей 4 раздела V Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".
Пунктом 79 Регламента установлено, что по результатам рассмотрения представленных документов территориальное подразделение органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением N 18 к техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин.
При этом номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения в документ, идентифицирующий транспортное средство. В указанный документ вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности (пункт 80 Регламента).
Наличие в указанном документе номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения дальнейшей эксплуатации транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями.
С учетом изложенного, замена детали без восстановления VIN-номера на ней в условиях СТОА не является основанием для абсолютной невозможности дальнейшей эксплуатации автомобиля.
При таких обстоятельствах необходимо учитывать закрепленное в пункте 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации правило, согласно которому в обязательственных правоотношениях должник должен возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (статья 15, пункт 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из установленных по делу обстоятельств следует, что ответчиком нарушена гарантия на полное возмещение вреда в натуре, ненадлежащим исполнением страховщиком обязательства по осуществлению страхового возмещения истцу причинены убытки, подлежащие возмещению по общим правилам возмещения убытков.
Т.к. судом установлено, что ответчиком нарушены права потребителя, суд считает, что ответчиком причинен истцу моральный вред, который подлежит компенсации. Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины ответчика, то обстоятельство, что истцу причинены нравственные страдания, иные заслуживающие внимание обстоятельства, кроме того, руководствуется принципами разумности и справедливости, поэтому суд полагает, что сумма компенсации морального вреда должна составлять 2000 руб.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ суд полагает необходимым взыскать с ответчика СПАО «Ингосстрах» в пользу истца расходы за оценку 15000 руб., т.к. данные расходы понесены истцом вынужденно в связи с необходимостью защиты нарушенных прав.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ суд полагает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в доход бюджета муниципального района г.Казани в размере 6417 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,-
РЕШИЛ :
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с СПАО «Ингосстрах» (...) в пользу Салимгараевой Эльмиры Сахипгараевны (...) в возмещение убытков 291706 руб. 74 коп., штраф 43 787 руб. 61 коп., в счет компенсации морального вреда 2000 руб., расходы за оценку 15 000 руб.,
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с СПАО «Ингосстрах» (...)государственную пошлину в доход бюджета муниципального района г.Казани в размере 6417 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Вахитовский районный суд г.Казани.
Судья: Л.Х. Рахматуллина
Мотивированное решение составлено 04.03.2024г.
Судья: Л.Х. Рахматуллина
Похожие дела
Взыскание 326 300 ₽ со страховой компании за отказ в организации ремонта автомобиля после ДТП
В результате ДТП автомобиль Audi Q3, принадлежащий истцу, получил механические повреждения. Гражданская ответственность виновника аварии была застрахована в САО «ВСК», а потерпевший имел полис ОСАГО в САО «РЕСО-Гарантия». Истец обратился в страховую...
Взыскание 1,25 млн ₽ со страховой компании за отказ в организации ремонта автомобиля после ДТП
Мишукова О.К. обратилась в суд с иском к ПАО «Группа Ренессанс Страхование» после ДТП, в котором ее автомобиль Kia получил повреждения. Ответчик, являясь страховщиком гражданской ответственности виновника аварии, обязан был организовать и оплатить...
Взыскание 736 800 ₽ со страховой компании за незаконную замену ремонта на выплату
Чекмарева Ю.В. обратилась в суд с иском к САО «РЕСО-Гарантия» после ДТП, в котором ее автомобиль получил повреждения. Страховщик провел осмотр и в одностороннем порядке заменил восстановительный ремонт на денежную выплату в размере 285 000 ₽, не...
Взыскание 316 465 ₽ убытков и 33 435 ₽ страхового возмещения с САО «РЕСО-Гарантия» за некачественный ремонт автомобиля после ДТП
Котов А.В. обратился в суд с иском к САО «РЕСО-Гарантия» о взыскании убытков, страхового возмещения, штрафа, компенсации морального вреда и расходов на представителя. Основанием иска стало ДТП, в результате которого автомобиль истца получил...