Признание незаконным отказа в досрочной пенсии из-за неучтенного стажа в органах внутренних дел
Кудряшов А.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Татарстан, оспаривая отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Основанием для досрочного выхода на пенсию являлся страховой стаж 42 года, однако ответчик включил в расчет только 39 лет 11 месяцев 12 дней.
Истец указал, что при подсчете стажа не учтены периоды его службы в органах внутренних дел (1 год 4 месяца 2 дня), а также работа в должности главного экономиста и заместителя директора (4 года 8 месяцев 11 дней). Ответчик исключил эти периоды, ссылаясь на отсутствие начислений заработной платы и нечитаемость печати в трудовой книжке.
Кудряшов А.В. настаивал, что служба в ОВД подпадает под действие Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...», а технические недостатки в документах не должны лишать его права на пенсию.
Стороны дела
История дела
- 20.09.2024, 08:17
Регистрация иска
-
20.09.2024, 21:18Передача материалов судье
-
23.09.2024, 16:44Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
Результат: Иск принят к производству
-
23.09.2024, 16:44Подготовка к судебному разбирательству
-
23.09.2024, 16:44Назначено судебное заседание
-
31.10.2024, 16:00Предварительное судебное заседание
Место: 307
Результат: Заседание отложено
Причина: Истребование доказательств
-
31.10.2024, 19:20Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
-
10.12.2024, 14:00Предварительное судебное заседание
Место: 307
Результат: Рассмотрение дела начато с начала
Причина: Вступлении в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора
-
10.12.2024, 16:00Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
-
30.01.2025, 09:30Предварительное судебное заседание
Место: 307
Результат: Назначено судебное заседание
-
25.02.2025, 09:00Судебное заседание
Место: 307
Результат: Вынесено решение по делу
Причина: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
-
25.02.2025, 14:02Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
-
16.04.2025, 08:57Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
-
16.04.2025, 08:57Дело оформлено
Позиция истца
- Требовал признать решение пенсионного фонда незаконным.
- Настаивал на включении в стаж периодов службы в ОВД и работы в должностях главного экономиста и заместителя директора.
- Указывал, что отсутствие начислений зарплаты и дефекты печатей не могут быть основанием для исключения стажа.
Позиция ответчика
- Отказ мотивирован недостаточным стажем (менее 42 лет).
- Период службы в ОВД не включен, так как он не относится к военной службе по призыву или участию в спецоперации.
- Отсутствие данных о начислениях зарплаты и страховых взносов за спорные периоды.
Обоснование и выводы суда
- Применены положения ч. 1.2 ст. 8, ч. 9 ст. 13, ст. 11-12 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
- Суд указал, что стаж для досрочной пенсии включает только периоды работы с уплатой взносов, военную службу по призыву или участие в спецоперации. Служба в ОВД к ним не относится.
- Отсутствие подтверждений начисления зарплаты за спорные периоды работы.
Решение суда
В удовлетворении исковых требований отказать.
Оригинальный текст дела
...
Дело № 2-706/2025
16RS0046-01-2024-023190-84
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 февраля 2025 года город Казань
Вахитовский районный суд города Казани РТ в составе
председательствующего судьи Казаковой Л.Д.,
при ведении протокола помощником судьи Коноваловой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кудряшова Алексея Вячеславовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности включить период трудовой деятельности в длительный страховой стаж, признании права на назначение страховой пенсии по старости досрочно,
УСТАНОВИЛ:
Кудряшов А.В. обратился в суд с иском к ОСФР по РТ о признании решения незаконным, возложении обязанности включить период трудовой деятельности в длительный страховой стаж, признании права на назначение страховой пенсии по старости досрочно. В обоснование требований указано, что .... истец обратился в Клиентскую службу (на правах отдела) в г.Набережные Челны ОСФР по РТ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Основанием для назначения страховой пенсии досрочно является длительный страховой стаж истца длительностью 42 лет в соответствии с ч. 1 п. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ.
По указанному заявлению, ответчиком вынесено решение от ... об отказе в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием права на дату обращения. Согласно подсчетам ответчика, страховой стаж истца на дату обращения составляет 39 лет 11 месяцев 12 дней.
По мнению истца, действия ответчика являются необоснованными и влекут нарушение прав и законных интересов истца, поскольку при оценке пенсионных прав истца, ответчик незаконно не принял к зачету периоды работы по изложенным ниже основаниям.
В период с .... (1г.4мес.2дн.) истец проходил службу в Органах внутренних дел Отдела милиции ... в должности начальника финансовой части. В вынесенном решении ответчик, намеренноне указав данное обстоятельство, не включил в расчет оспариваемый период для определения права досрочного выхода на пенсию по старости за длительную работу.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" от ... N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и(или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от ... N 4468-1 "Опенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".Период прохождения службы истцом в органах внутренних дел подпадает под действие Закона Российской Федерации от 18.04.1991г. ... «О милиции», согласно ст. 1 Раздела I которого, милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, а, следовательно, по мнению истца, оспариваемый период учитывается при определении права на досрочную пенсию по старости за длительную работу.
В период с .... (4г.8мес.11дн.) истец работал в ...», о чем имеются подтверждающие записи в трудовой книжке. Однако, ответчик исключил из расчета период трудовой деятельности с .... (0лет.5мес.0дн.), обосновывая это отсутствием начисления заработной платы в оспариваемом периоде. Кроме этого, ответчик не включил период с .... (0лет.1мес.1дн.) без объяснения причины истцу.
По мнению истца, оспариваемый период должен учитываться при определении права досрочного выхода на пенсию по старости, поскольку истец, являясь застрахованным лицом, не обладал возможностьюобеспечивать уплату работодателем недоимки по страховым взносам. Данное обстоятельство не может препятствовать реализации права истца на получение пенсии по старости за длительную работу.
Период работы с .... (0лет.7мес.23дн.) в ... в качестве главного экономиста не учтён при определении права досрочного выхода на пенсию по старости, так как, по мнению ответчика, оттиск печати при увольнении не читается.
По мнению истца, недостатки в виде нечитаемых печатей, допущенные при заполнении трудовой книжки работодателем, не могут являться основанием для исключения при определении права досрочного выхода на пенсию по старости за длительную работу, а оспариваемый период должен быть учтён при определении этого права. Исключение ответчиком оспариваемого периода, является грубейшим нарушением конституционных прав истца.
Таким образом, истцом, в соответствии с пенсионным законодательством РФ и взаимосвязанными с ним нормативными актами, выполнены все условия для назначения ему страховой пенсии досрочно на два года ранее общеустановленного в ... году возраста (64 года для мужчин), но не ранее достижения возраста 60 лет по условиям ч. 1 п. 1.2 ст. 8 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ... в возрасте 62 лет, как мужчине, имеющему на указанную дату полные 42 года страхового стажа. В соответствии с вышеизложенным, истец просит признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ... от .... об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием права на дату обращения, включить в страховой стаж для определения права на досрочную пенсию по старости за длительную работу указанные истцом периоды: с ... признать датой возникновения права ФИО1 на назначение страховой пенсии по старости досрочно по условиям ч. 1 п. 1.2 ст. 8 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» дату ... в связи с приобретением требуемого страхового стажа 42 полных года и соответствующего возраста, взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать, ходатайствовала о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представитель третьего лица ПАО «Камаз» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав представителя истца, исследовав отзыв ответчика, письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
1.2. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
На основании ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 04.11.2022 N 419-ФЗ).
На основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2, 12 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»;
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
12) период пребывания в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - период пребывания в добровольческом формировании).
(п. 12 в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 419-ФЗ)
В силу ч. 1-4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
- При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
- Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 (далее Правила).
Подпунктом «а» пункта 2 Правил предусмотрено, что в страховой стаж включаются, засчитываются периоды работы и (или) инойдеятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - страховые взносы).
Пунктом 43 Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (далее Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи предоставляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения опериодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В судебном заседании установлено, что ... истец обратился в ОСФР по РТ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ... №400-ФЗ.
Решением ОСФР по РТ ... от ... в досрочном назначении страховой пенсии по старости истцу было отказано в связи с тем, что по состоянию на ... страховой стаж заявителя составляет 39 лет 7 месяцев 20 дней (с учетом периода службы в армии по призыву с ... по ...).При предоставлении исходный формы индивидуальных сведений за период работы с ... по ... при отсутствии отвлечений страховой стаж составит 39 лет 11 месяцев 12 дней.
Согласно решению ОСФР по РТ ... от ... в длительный страховой стаж ответчиком не включены в том числе следующие периоды:
- период службы: с ....;
- отсутствует начисление заработной платы: ... - ....;
- не учтен период работы с ...-.... в качестве главного экономиста ... так как при увольнении печать не читается.
Кроме того, период работы истца с ... по ... в должности главного бухгалтера - заместителя директора по экономике и финансам в ... также не был включен ответчиком в длительный страховой стаж.
Согласно трудовой книжке истец в спорные периоды осуществлял следующую трудовую деятельность:
с ...-.... в качестве главного экономиста, затем заместителя директора ...
с .... проходил службу в Органах внутренних дел,
с ... по ... в качестве главного бухгалтера - заместителя директора по экономике и финансам ...
Из анализа пенсионного законодательства, в частности указанных выше ч.1.2. ст.8, ч. 9 ст.13, ч.1 ст. 11, пунктов 1, 2, 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ... N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию.
Согласно данного порядка в страховой стаж подлежат включению только периоды, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, т.е. периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из числа иных периодов, предусмотренных пунктами 1, 2 и 12 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", где страховые взносы не уплачивались, в стаж включаются только периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы (из числа предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 12), периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2 части 1 статьи 12) и периоды участия в специальной военной операции лиц, пребывавших в добровольческом формировании, предусмотренном Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (пункт 12 части 1 статьи 12).
Все остальные периоды в подсчет страхового стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не входят.
Спорный период службы истца с 30.09.1994г. по 01.02.1996г.в органах внутренних дел в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" является периодом, приравненным к военной службе.
Вместе с тем, он не относится к числу указанных в части 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов военной службы по призыву, периоду участия в специальной военной операции в период военной службы или пребывания в добровольческом формировании.
Возможность включения в страховой стаж периодов военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РоссийскойФедерации, и их семей", к которой относится период службы в органах внутренних дел, для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, не предусмотрена.
В связи с тем, что перечень периодов работы и иной деятельности, подлежащих зачету в страховой стаж для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ограничен и расширительному толкованию не подлежит, периоды службы в органах внутренних дел не относятся к периодам, которые могут быть зачтены в стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, в связи с чем требование истца о включении в длительный страховой стаж периода службы с ... органах внутренних дел подлежит отклонению.
Периоды работы истца в должности главного экономиста, заместителя директора ...» с ... по ..., а также в должности главного бухгалтера - заместителя директора по экономике и финансам ... с ... и с ... по ... также не подлежат включению в длительный страховой стаж по следующим основаниям.
Согласно архивной справке МБУ «Архив документов по личному составу», документы по личному составу ... на хранение не поступали.
Из ответа ОСФР по РТ от ... на судебный запрос следует, что в декабре ... года было произведено уничтожение документов персонифицированного учета за периоды с ... гг., в связи с чем представить документы по начислению заработной платы в виде отчетности страхователя ... не представляется возможности.
В системе обязательного пенсионного страхования на лицевом счете истца отражены сведения о начислении ему заработной платы за период работы в ...» только за период работы ...
ИФНС России по г. Н. Челны в ответ на судебный запрос в письме от ... указала, что согласно данным информационных ресурсов сведения об удержанных и уплаченных суммах налога на доходы физического лица за периоды с ... по ..., с ... по ... работодателями в отношении ФИО1 не предоставлялись.
Согласно архивной справке ... на хранение не поступали».
Таким образом, за спорные периоды работы истца в должности главного экономиста, заместителя директора ... с ... по ...., а также в должности главного бухгалтера - заместителя директора по экономике и финансам ... с .... и с ... по ... сведений о начислении заработной платы, а следовательно, и уплате страховых взносов не имеется, доказательства, подтверждающие данные обстоятельства, в материалы дела не представлены.
Поскольку у истца на дату обращения в пенсионный орган стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста, исчисленный в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от ... N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составил менее 42 лет, оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным решения ОСФР по РТ от 20.08.2024г. об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости, признании датой возникновения права на назначение страховой пенсии по старости досрочно на основании ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» дату ... не имеется.
В силу ст. 98 ГПК РФ оснований для отнесения расходов по оплате госпошлины на ответчика также не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Кудряшова Алексея Вячеславовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности включить период трудовой деятельности в длительный страховой стаж, признании права на назначение страховой пенсии по старости досрочно оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме
принято 11.03.2025 года
...
...
Судья Казакова Л.Д.
...
Дело № 2-706/2025
16RS0046-01-2024-023190-84
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 февраля 2025 года город Казань
Вахитовский районный суд города Казани РТ в составе
председательствующего судьи Казаковой Л.Д.,
при ведении протокола помощником судьи Коноваловой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кудряшова Алексея Вячеславовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности включить период трудовой деятельности в длительный страховой стаж, признании права на назначение страховой пенсии по старости досрочно,
УСТАНОВИЛ:
Кудряшов А.В. обратился в суд с иском к ОСФР по РТ о признании решения незаконным, возложении обязанности включить период трудовой деятельности в длительный страховой стаж, признании права на назначение страховой пенсии по старости досрочно. В обоснование требований указано, что .... истец обратился в Клиентскую службу (на правах отдела) в г.Набережные Челны ОСФР по РТ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Основанием для назначения страховой пенсии досрочно является длительный страховой стаж истца длительностью 42 лет в соответствии с ч. 1 п. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ.
По указанному заявлению, ответчиком вынесено решение от ... об отказе в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием права на дату обращения. Согласно подсчетам ответчика, страховой стаж истца на дату обращения составляет 39 лет 11 месяцев 12 дней.
По мнению истца, действия ответчика являются необоснованными и влекут нарушение прав и законных интересов истца, поскольку при оценке пенсионных прав истца, ответчик незаконно не принял к зачету периоды работы по изложенным ниже основаниям.
В период с .... (1г.4мес.2дн.) истец проходил службу в Органах внутренних дел Отдела милиции ... в должности начальника финансовой части. В вынесенном решении ответчик, намеренноне указав данное обстоятельство, не включил в расчет оспариваемый период для определения права досрочного выхода на пенсию по старости за длительную работу.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" от ... N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и(или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от ... N 4468-1 "Опенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".Период прохождения службы истцом в органах внутренних дел подпадает под действие Закона Российской Федерации от 18.04.1991г. ... «О милиции», согласно ст. 1 Раздела I которого, милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, а, следовательно, по мнению истца, оспариваемый период учитывается при определении права на досрочную пенсию по старости за длительную работу.
В период с .... (4г.8мес.11дн.) истец работал в ...», о чем имеются подтверждающие записи в трудовой книжке. Однако, ответчик исключил из расчета период трудовой деятельности с .... (0лет.5мес.0дн.), обосновывая это отсутствием начисления заработной платы в оспариваемом периоде. Кроме этого, ответчик не включил период с .... (0лет.1мес.1дн.) без объяснения причины истцу.
По мнению истца, оспариваемый период должен учитываться при определении права досрочного выхода на пенсию по старости, поскольку истец, являясь застрахованным лицом, не обладал возможностьюобеспечивать уплату работодателем недоимки по страховым взносам. Данное обстоятельство не может препятствовать реализации права истца на получение пенсии по старости за длительную работу.
Период работы с .... (0лет.7мес.23дн.) в ... в качестве главного экономиста не учтён при определении права досрочного выхода на пенсию по старости, так как, по мнению ответчика, оттиск печати при увольнении не читается.
По мнению истца, недостатки в виде нечитаемых печатей, допущенные при заполнении трудовой книжки работодателем, не могут являться основанием для исключения при определении права досрочного выхода на пенсию по старости за длительную работу, а оспариваемый период должен быть учтён при определении этого права. Исключение ответчиком оспариваемого периода, является грубейшим нарушением конституционных прав истца.
Таким образом, истцом, в соответствии с пенсионным законодательством РФ и взаимосвязанными с ним нормативными актами, выполнены все условия для назначения ему страховой пенсии досрочно на два года ранее общеустановленного в ... году возраста (64 года для мужчин), но не ранее достижения возраста 60 лет по условиям ч. 1 п. 1.2 ст. 8 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ... в возрасте 62 лет, как мужчине, имеющему на указанную дату полные 42 года страхового стажа. В соответствии с вышеизложенным, истец просит признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ... от .... об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием права на дату обращения, включить в страховой стаж для определения права на досрочную пенсию по старости за длительную работу указанные истцом периоды: с ... признать датой возникновения права ФИО1 на назначение страховой пенсии по старости досрочно по условиям ч. 1 п. 1.2 ст. 8 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» дату ... в связи с приобретением требуемого страхового стажа 42 полных года и соответствующего возраста, взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать, ходатайствовала о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представитель третьего лица ПАО «Камаз» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав представителя истца, исследовав отзыв ответчика, письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
1.2. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
На основании ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 04.11.2022 N 419-ФЗ).
На основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2, 12 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»;
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
12) период пребывания в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - период пребывания в добровольческом формировании).
(п. 12 в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 419-ФЗ)
В силу ч. 1-4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
- При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
- Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 (далее Правила).
Подпунктом «а» пункта 2 Правил предусмотрено, что в страховой стаж включаются, засчитываются периоды работы и (или) инойдеятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - страховые взносы).
Пунктом 43 Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (далее Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи предоставляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения опериодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В судебном заседании установлено, что ... истец обратился в ОСФР по РТ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ... №400-ФЗ.
Решением ОСФР по РТ ... от ... в досрочном назначении страховой пенсии по старости истцу было отказано в связи с тем, что по состоянию на ... страховой стаж заявителя составляет 39 лет 7 месяцев 20 дней (с учетом периода службы в армии по призыву с ... по ...).При предоставлении исходный формы индивидуальных сведений за период работы с ... по ... при отсутствии отвлечений страховой стаж составит 39 лет 11 месяцев 12 дней.
Согласно решению ОСФР по РТ ... от ... в длительный страховой стаж ответчиком не включены в том числе следующие периоды:
- период службы: с ....;
- отсутствует начисление заработной платы: ... - ....;
- не учтен период работы с ...-.... в качестве главного экономиста ... так как при увольнении печать не читается.
Кроме того, период работы истца с ... по ... в должности главного бухгалтера - заместителя директора по экономике и финансам в ... также не был включен ответчиком в длительный страховой стаж.
Согласно трудовой книжке истец в спорные периоды осуществлял следующую трудовую деятельность:
с ...-.... в качестве главного экономиста, затем заместителя директора ...
с .... проходил службу в Органах внутренних дел,
с ... по ... в качестве главного бухгалтера - заместителя директора по экономике и финансам ...
Из анализа пенсионного законодательства, в частности указанных выше ч.1.2. ст.8, ч. 9 ст.13, ч.1 ст. 11, пунктов 1, 2, 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ... N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию.
Согласно данного порядка в страховой стаж подлежат включению только периоды, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, т.е. периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из числа иных периодов, предусмотренных пунктами 1, 2 и 12 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", где страховые взносы не уплачивались, в стаж включаются только периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы (из числа предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 12), периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2 части 1 статьи 12) и периоды участия в специальной военной операции лиц, пребывавших в добровольческом формировании, предусмотренном Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (пункт 12 части 1 статьи 12).
Все остальные периоды в подсчет страхового стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не входят.
Спорный период службы истца с 30.09.1994г. по 01.02.1996г.в органах внутренних дел в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" является периодом, приравненным к военной службе.
Вместе с тем, он не относится к числу указанных в части 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов военной службы по призыву, периоду участия в специальной военной операции в период военной службы или пребывания в добровольческом формировании.
Возможность включения в страховой стаж периодов военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РоссийскойФедерации, и их семей", к которой относится период службы в органах внутренних дел, для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, не предусмотрена.
В связи с тем, что перечень периодов работы и иной деятельности, подлежащих зачету в страховой стаж для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ограничен и расширительному толкованию не подлежит, периоды службы в органах внутренних дел не относятся к периодам, которые могут быть зачтены в стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, в связи с чем требование истца о включении в длительный страховой стаж периода службы с ... органах внутренних дел подлежит отклонению.
Периоды работы истца в должности главного экономиста, заместителя директора ...» с ... по ..., а также в должности главного бухгалтера - заместителя директора по экономике и финансам ... с ... и с ... по ... также не подлежат включению в длительный страховой стаж по следующим основаниям.
Согласно архивной справке МБУ «Архив документов по личному составу», документы по личному составу ... на хранение не поступали.
Из ответа ОСФР по РТ от ... на судебный запрос следует, что в декабре ... года было произведено уничтожение документов персонифицированного учета за периоды с ... гг., в связи с чем представить документы по начислению заработной платы в виде отчетности страхователя ... не представляется возможности.
В системе обязательного пенсионного страхования на лицевом счете истца отражены сведения о начислении ему заработной платы за период работы в ...» только за период работы ...
ИФНС России по г. Н. Челны в ответ на судебный запрос в письме от ... указала, что согласно данным информационных ресурсов сведения об удержанных и уплаченных суммах налога на доходы физического лица за периоды с ... по ..., с ... по ... работодателями в отношении ФИО1 не предоставлялись.
Согласно архивной справке ... на хранение не поступали».
Таким образом, за спорные периоды работы истца в должности главного экономиста, заместителя директора ... с ... по ...., а также в должности главного бухгалтера - заместителя директора по экономике и финансам ... с .... и с ... по ... сведений о начислении заработной платы, а следовательно, и уплате страховых взносов не имеется, доказательства, подтверждающие данные обстоятельства, в материалы дела не представлены.
Поскольку у истца на дату обращения в пенсионный орган стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста, исчисленный в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от ... N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составил менее 42 лет, оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным решения ОСФР по РТ от 20.08.2024г. об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости, признании датой возникновения права на назначение страховой пенсии по старости досрочно на основании ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» дату ... не имеется.
В силу ст. 98 ГПК РФ оснований для отнесения расходов по оплате госпошлины на ответчика также не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Кудряшова Алексея Вячеславовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности включить период трудовой деятельности в длительный страховой стаж, признании права на назначение страховой пенсии по старости досрочно оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме
принято 11.03.2025 года
...
...
Судья Казакова Л.Д.
Похожие дела
Признание незаконным отказа в досрочной пенсии и включение периодов работы в Казахстане в страховой стаж
Ахмедова О.Н. обратилась в суд с требованием признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ, отказавшего ей в досрочном назначении страховой пенсии по старости. Истец просила включить в страховой и специальный...
Признание незаконным отказа Фонда пенсионного страхования во включении ученических отпусков в специальный стаж
Косулин Н.Ю. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области, оспаривая отказ во включении в специальный стаж периодов нахождения в ученических отпусках. Эти периоды были исключены из расчета...
Отказ во включении стажа работы в Казахстане для досрочной пенсии железнодорожника
Алексеев Ю.В. обратился в суд с требованием признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Основанием для отказа стало исключение периодов его...
Признание незаконным отказа в досрочной пенсии медсестре из-за неучтенного льготного стажа
Силкина Н.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю, оспаривая отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Основанием для отказа стало исключение ответчиком из...