Признание права собственности на квартиру в порядке приватизации вопреки отказу УФСИН
Демидюк В.А. и Демидюк А.В. обратились в суд с требованием признать за ними право собственности на двухкомнатную квартиру, полученную по договору социального найма от УФСИН России по Республике Татарстан. Основанием для иска стал отказ ведомства в приватизации жилья, несмотря на отсутствие препятствий по закону.
Квартира была предоставлена истцам в 2022 году как сотруднику уголовно-исполнительной системы и членам его семьи. Демидюк В.А. и его сын ранее не использовали право на бесплатную приватизацию, что подтверждалось справками Росреестра. Однако УФСИН отказал, ссылаясь на отсутствие полномочий передавать жилье в собственность до его перевода в муниципальный фонд.
Позиция истца
Истцы настаивали на соблюдении их конституционного права на приватизацию, указав, что жилье не относится к исключенным из оборота категориям и не обременено запретами. Они требовали признать за ними долевую собственность в равных долях, поскольку третий член семьи (Демидюк Ю.В.) добровольно отказался от участия в приватизации.
Позиция ответчика
УФСИН и Росимущество возражали против иска, утверждая, что передача жилья в собственность возможна только после его перевода в муниципальный фонд, как предусмотрено ведомственными нормами. Они ссылались на Федеральный закон № 283-ФЗ, регулирующий жилищное обеспечение сотрудников силовых структур.
Обоснование и выводы суда
Суд применил положения Закона РФ «О приватизации жилищного фонда» (№ 1541-1), Конституции РФ и Гражданского кодекса, подчеркнув, что ограничение права на приватизацию допустимо лишь в исключительных случаях. Отказ УФСИН был признан необоснованным, поскольку квартира не входила в специализированный фонд и не имела юридических препятствий для перехода в собственность.
Решение суда
Иск удовлетворен. За Демидюком В.А. и Демидюком А.В. признано право общей долевой собственности на квартиру в равных долях (по ½).
Стороны дела
История дела
- 05.08.2024, 11:24
Регистрация иска
-
05.08.2024, 17:09Передача материалов судье
-
08.08.2024, 07:26Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
Результат: Иск принят к производству
-
08.08.2024, 07:26Подготовка к судебному разбирательству
-
08.08.2024, 07:26Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
-
29.10.2024, 11:30Предварительное судебное заседание
Место: 212
Результат: Назначено судебное заседание
-
28.11.2024, 14:00Судебное заседание
Место: 212
Результат: Вынесено решение по делу
Причина: Иск удовлетворен
-
12.12.2024, 17:31Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
-
13.01.2025, 11:49Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
-
27.01.2025, 14:33Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
Причина: о восстановлении процессуальных сроков
-
28.01.2025, 08:16Изучение поступившего ходатайства/заявления
Результат: Назначено судебное заседание для рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
-
19.02.2025, 13:00Судебное заседание
Место: 212
Результат: Ходатайство/заявление УДОВЛЕТВОРЕНО
-
19.03.2025, 12:23Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Оригинальный текст дела
УИД 16RS0047-01-2024-005369-47
Дело № 2-3688/2024
Стр. 170
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Казань 28 ноября 2024 г.
Кировский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Хадыевой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Загидуллиной Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Демидюка Владимира Анатольевича, Демидюка Александра Владимировича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Демидюк В.А. и Демидюк А.В. обратились с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области о признании права собственности в порядке приватизации.
В обоснование иска указано, что на основании решения жилищно-бытовой комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан о предоставлении жилого помещения от 15 марта 2022 г. между Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (наймолатель) и Демилюк Владимиром Анатольевичем (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения от 31 марта 2022 г. №20-2022Ж.
В соответствии с условиями договора социального найма (пункт 1.1), нанимателю и членам его семьи передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из двухкомнатной квартиры общей площадью данные изъяты кв. м, по адресу: адрес. Помещение передано по акту передачи жилого помещения от 1апреля 2022 г.
Жилое помещение принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в оперативном управлении Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан.
Демидюк В.А. зарегистрирован по вышеуказанному адресу с 12 мая 2022г., что подтверждается выписками из домовой книги и из финансового лицевого счета жилого помещения.
В целях реализации права на приобретение в собственность жилого помещения, полученного по договору социального найма Демидюк В.А. обратился к УФСИН по Республике Татарстан с заявлением о передаче жилого помещения в собственность, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии УФСИН по Республике Татарстан № 7 от 1 августа 2022 г. При этом заявитель - Демидюк В.А. и его сын - Демидюк А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не реализовали ранее право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Российской Федерации, что подтверждается соответствующими справками, предоставленными Управлением Федеральной службы государственной регистрации в Казани (Росреестр).
УФСИН по Республике Татарстан, рассмотрев заявление, решением жилищной бытовой комиссии отказало в передаче жилого помещения в собственность, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии УФСИН по Республике Татарстан № 7 от 1 августа 2022 г., в обоснование отказа указав, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, ответчик пришел к выводу, что передача жилого помещения в собственность гражданам, которым выделено жилое помещение по договору социального найма органом исполнительной власти, не предусмотрено вышеуказанным нормативным актом и осуществляется органом местного самоуправления после передачи жилого помещения в муниципальную собственность.
Указанное жилое помещение, к категории, установленной статьей 4 Закона РФ «O приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и специализированному жилищному фонду не относится. Сведений о том, что занимаемое истцами жилое помещение находится в аварийном состоянии не имеется. Данное жилое помещение под арестом, запретом и другим обременением не состоит. Нахождение квартиры в государственной собственности не препятствует реализации права на приватизацию жилого помещения, поскольку данная норма предусмотрена Законом.
На основании изложенного, истцы просят признать за ними право собственности в порядке приватизации на двухкомнатную квартиру общей площадью данные изъяты кв. м, по адресу: адрес, в порядке приватизации.
Представитель истца Демидюка В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Истец Демидюк А.В. в судебное заседание не явился, судом извещен, до начала рассмотрения дела поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает, просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика УФСИН России по Республике Татарстан в судебном заседании иск не признал, просил в удовлетворении иска отказать, представил отзыв на исковое заявление.
Представитель ответчика МТУ Управление Росимущества по РТ и Ульяновской области в судебное заседание не явился, судом извещен, до начала рассмотрения дела поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явилась, судом извещена надлежащим образом, до начала рассмотрения дела поступили письменные пояснения по делу, согласно которым исковые требования считает обоснованными, от участия в приватизации данного жилого помещения она отказалась в добровольном порядке, просила также о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее исковое заявление в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для его осуществления (статья 40, части 1 и 2). Соответственно, правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда - исходя из конституционных целей социальной политики Российской Федерации, обусловленных признанием высшей ценностью человека, его прав и свобод, которыми определяются смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), - должно осуществляться таким образом, чтобы гарантировать гражданам соблюдение конституционного права граждан на жилище.
По смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 17 (часть 3) и 55 (части 1 и 3), необходимость ограничений федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения жилым помещением предопределяется целями защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц. Это означает, что регламентация права собственности на жилое помещение, как и прав и обязанностей иных лиц, законно владеющих и пользующихся жилым помещением, в том числе при переходе права собственности на него, должна осуществляться на основе баланса интересов всех участников соответствующих правоотношений (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. №455-О).
Вместе с тем, как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 г. № 25-П, законодательное регулирование отношений в жилищной сфере должно обеспечивать возможность использования дифференцированного подхода к оценке тех или иных жизненных ситуаций в целях избежания чрезмерного и необоснованного ограничения конституционных прав и свобод.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании частью 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с положениями статьи 1 названного закона приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
На основании статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 4июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В силу пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Пунктом 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
На основании статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 13июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (часть 6). Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец является пенсионером уголовно-исполнительной системы системы УФСИН России. В период работы в УФСИН России по Республики Татарстан истец состоял на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Квартира по адресу: адрес, зарегистрирована за Российской Федерацией, право оперативного управления за УФСИН России по Республике Татарстан, что подтверждается выпиской от 7октября 2024 г. № 304/1 из реестра федерального имущества.
На основании решения жилищно-бытовой комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан о предоставлении жилого помещения от 15 марта 2022 г. между Демидюком В.А., нанимателем и УФСИН России по Республике Татарстан, наймодателем, заключен договор социального найма жилого помещения от 31 марта 2022 г. №20-2022Ж, по которому Демидюку В.А. на состав семьи 3 человека (заявитель, супруга Демидюк Ю.В. и сын Демидюк А.В.) предоставлено в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в оперативном управлении у наймодателя, состоящее из двухкомнатной квартиры, общей площадью данные изъяты кв.м, расположенное по адресу: адрес. Указанное жилое помещение передано по акту передачи жилого помещения от 1 апреля 2022 г.
Согласно пункту 1.3. договора социального найма жилого помещения от 31 марта 2022 г. № 20-2022Ж совместно с нанимателем в жилое помещение вселены следующие члены семьи: Демидюк Юлия Вадимовна - супруга, Демидюк Александр Владимирович - сын.
Согласно выписке из домовой книги от 23 июля 2024 г. по вышеуказанному адресу с 12 мая 2022 г. зарегистрированы: Демидюк А.В. и Демидюк В.А.
12 июля 2024 г. Демидюк В.А. и Демидюк А.В. обратились с заявлением о передаче им данного жилого помещения в собственность в порядке приватизации. В указанном заявлении указано на отказ Демидюк Ю.В. от приватизации данного жилого помещения.
При этом заявитель Демидюк В.А. и его сын Демидюк А.В. не реализовали ранее право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Российской Федерации, что подтверждается соответствующими справками, предоставленными Управлением Федеральной службы государственной регистрации в Казани (Росреестр).
Решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по РТ, истцам было отказано в передаче жилого помещений в собственность в порядке приватизации, данные сведения также подтверждаются выпиской из протокола № 7 заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по РТ от 1 августа 2024 г.
В обоснование отказа указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.Таким образом, передача жилого помещения в собственность гражданам, которым выделено жилое помещение по договору социального найма органом исполнительной власти, не предусмотрено вышеуказанным нормативным актом и осуществляется органом местного самоуправления после передачи жилого помещения в муниципальную собственность.
В силу части 1 статьи 27, части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, предоставлено право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировано право на жилище.
Согласно части 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (статья 6Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1).
В соответствии с требованиями статьи 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «Оприватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации, в том числе, является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного имущества.
При приватизации государственного имущества, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
На основании вышеизложенного имущество, обращенное в собственность государства, должно реализовываться в порядке, предусмотренном Федеральным законом Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Статьей 4 Закона установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приватизации жилых помещений, соответствующие основания судом не установлены.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5 и 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 «Онекоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «Оприватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона о приватизации жилищного фонда наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Проанализировав все обстоятельства дела, принимая во внимание то, что Демидюк В.А. и Демидюк А.В. ранее свое право на приватизацию жилого помещения не использовали, тем самым сохранив право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, при этом истцы в настоящее время проживают в данной квартире, несут расходы по ее содержанию, зарегистрированы в жилом помещении, являющемся их постоянным местом жительства, суд полагает, что признание права собственности за истцами на квартиру, расположенную по адресу: адрес, в порядке приватизации, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, требования подлежат удовлетворению.
В силу пункта 2 статьи 244 и пункта 1 статьи 245 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).Если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Таким образом, учитывая заявленные истцами требования о признании долевой собственности в порядке приватизации на спорное соглашение, отсутствие соглашения между истцами в части определения долей в общем имуществе, суд считает возможным определить их равными.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 197-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Признать за Демидюком Владимиром Анатольевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии №, и Демидюком Александром Владимировичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, по 1/2 доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение, общей площадью данные изъяты кв. м, по адресу: адрес, кадастровый номер №
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Кировский районный суд города Казани в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2024 г.
Судья Кировского
районного суда города Казани Т.А. Хадыева
УИД 16RS0047-01-2024-005369-47
Дело № 2-3688/2024
Стр. 170
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Казань 28 ноября 2024 г.
Кировский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Хадыевой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Загидуллиной Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Демидюка Владимира Анатольевича, Демидюка Александра Владимировича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Демидюк В.А. и Демидюк А.В. обратились с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области о признании права собственности в порядке приватизации.
В обоснование иска указано, что на основании решения жилищно-бытовой комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан о предоставлении жилого помещения от 15 марта 2022 г. между Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (наймолатель) и Демилюк Владимиром Анатольевичем (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения от 31 марта 2022 г. №20-2022Ж.
В соответствии с условиями договора социального найма (пункт 1.1), нанимателю и членам его семьи передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из двухкомнатной квартиры общей площадью данные изъяты кв. м, по адресу: адрес. Помещение передано по акту передачи жилого помещения от 1апреля 2022 г.
Жилое помещение принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в оперативном управлении Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан.
Демидюк В.А. зарегистрирован по вышеуказанному адресу с 12 мая 2022г., что подтверждается выписками из домовой книги и из финансового лицевого счета жилого помещения.
В целях реализации права на приобретение в собственность жилого помещения, полученного по договору социального найма Демидюк В.А. обратился к УФСИН по Республике Татарстан с заявлением о передаче жилого помещения в собственность, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии УФСИН по Республике Татарстан № 7 от 1 августа 2022 г. При этом заявитель - Демидюк В.А. и его сын - Демидюк А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не реализовали ранее право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Российской Федерации, что подтверждается соответствующими справками, предоставленными Управлением Федеральной службы государственной регистрации в Казани (Росреестр).
УФСИН по Республике Татарстан, рассмотрев заявление, решением жилищной бытовой комиссии отказало в передаче жилого помещения в собственность, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии УФСИН по Республике Татарстан № 7 от 1 августа 2022 г., в обоснование отказа указав, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, ответчик пришел к выводу, что передача жилого помещения в собственность гражданам, которым выделено жилое помещение по договору социального найма органом исполнительной власти, не предусмотрено вышеуказанным нормативным актом и осуществляется органом местного самоуправления после передачи жилого помещения в муниципальную собственность.
Указанное жилое помещение, к категории, установленной статьей 4 Закона РФ «O приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и специализированному жилищному фонду не относится. Сведений о том, что занимаемое истцами жилое помещение находится в аварийном состоянии не имеется. Данное жилое помещение под арестом, запретом и другим обременением не состоит. Нахождение квартиры в государственной собственности не препятствует реализации права на приватизацию жилого помещения, поскольку данная норма предусмотрена Законом.
На основании изложенного, истцы просят признать за ними право собственности в порядке приватизации на двухкомнатную квартиру общей площадью данные изъяты кв. м, по адресу: адрес, в порядке приватизации.
Представитель истца Демидюка В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Истец Демидюк А.В. в судебное заседание не явился, судом извещен, до начала рассмотрения дела поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает, просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика УФСИН России по Республике Татарстан в судебном заседании иск не признал, просил в удовлетворении иска отказать, представил отзыв на исковое заявление.
Представитель ответчика МТУ Управление Росимущества по РТ и Ульяновской области в судебное заседание не явился, судом извещен, до начала рассмотрения дела поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явилась, судом извещена надлежащим образом, до начала рассмотрения дела поступили письменные пояснения по делу, согласно которым исковые требования считает обоснованными, от участия в приватизации данного жилого помещения она отказалась в добровольном порядке, просила также о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее исковое заявление в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для его осуществления (статья 40, части 1 и 2). Соответственно, правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда - исходя из конституционных целей социальной политики Российской Федерации, обусловленных признанием высшей ценностью человека, его прав и свобод, которыми определяются смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), - должно осуществляться таким образом, чтобы гарантировать гражданам соблюдение конституционного права граждан на жилище.
По смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 17 (часть 3) и 55 (части 1 и 3), необходимость ограничений федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения жилым помещением предопределяется целями защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц. Это означает, что регламентация права собственности на жилое помещение, как и прав и обязанностей иных лиц, законно владеющих и пользующихся жилым помещением, в том числе при переходе права собственности на него, должна осуществляться на основе баланса интересов всех участников соответствующих правоотношений (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. №455-О).
Вместе с тем, как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 г. № 25-П, законодательное регулирование отношений в жилищной сфере должно обеспечивать возможность использования дифференцированного подхода к оценке тех или иных жизненных ситуаций в целях избежания чрезмерного и необоснованного ограничения конституционных прав и свобод.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании частью 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с положениями статьи 1 названного закона приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
На основании статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 4июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В силу пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Пунктом 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
На основании статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 13июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (часть 6). Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец является пенсионером уголовно-исполнительной системы системы УФСИН России. В период работы в УФСИН России по Республики Татарстан истец состоял на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Квартира по адресу: адрес, зарегистрирована за Российской Федерацией, право оперативного управления за УФСИН России по Республике Татарстан, что подтверждается выпиской от 7октября 2024 г. № 304/1 из реестра федерального имущества.
На основании решения жилищно-бытовой комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан о предоставлении жилого помещения от 15 марта 2022 г. между Демидюком В.А., нанимателем и УФСИН России по Республике Татарстан, наймодателем, заключен договор социального найма жилого помещения от 31 марта 2022 г. №20-2022Ж, по которому Демидюку В.А. на состав семьи 3 человека (заявитель, супруга Демидюк Ю.В. и сын Демидюк А.В.) предоставлено в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в оперативном управлении у наймодателя, состоящее из двухкомнатной квартиры, общей площадью данные изъяты кв.м, расположенное по адресу: адрес. Указанное жилое помещение передано по акту передачи жилого помещения от 1 апреля 2022 г.
Согласно пункту 1.3. договора социального найма жилого помещения от 31 марта 2022 г. № 20-2022Ж совместно с нанимателем в жилое помещение вселены следующие члены семьи: Демидюк Юлия Вадимовна - супруга, Демидюк Александр Владимирович - сын.
Согласно выписке из домовой книги от 23 июля 2024 г. по вышеуказанному адресу с 12 мая 2022 г. зарегистрированы: Демидюк А.В. и Демидюк В.А.
12 июля 2024 г. Демидюк В.А. и Демидюк А.В. обратились с заявлением о передаче им данного жилого помещения в собственность в порядке приватизации. В указанном заявлении указано на отказ Демидюк Ю.В. от приватизации данного жилого помещения.
При этом заявитель Демидюк В.А. и его сын Демидюк А.В. не реализовали ранее право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Российской Федерации, что подтверждается соответствующими справками, предоставленными Управлением Федеральной службы государственной регистрации в Казани (Росреестр).
Решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по РТ, истцам было отказано в передаче жилого помещений в собственность в порядке приватизации, данные сведения также подтверждаются выпиской из протокола № 7 заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по РТ от 1 августа 2024 г.
В обоснование отказа указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.Таким образом, передача жилого помещения в собственность гражданам, которым выделено жилое помещение по договору социального найма органом исполнительной власти, не предусмотрено вышеуказанным нормативным актом и осуществляется органом местного самоуправления после передачи жилого помещения в муниципальную собственность.
В силу части 1 статьи 27, части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, предоставлено право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировано право на жилище.
Согласно части 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (статья 6Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1).
В соответствии с требованиями статьи 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «Оприватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации, в том числе, является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного имущества.
При приватизации государственного имущества, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
На основании вышеизложенного имущество, обращенное в собственность государства, должно реализовываться в порядке, предусмотренном Федеральным законом Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Статьей 4 Закона установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приватизации жилых помещений, соответствующие основания судом не установлены.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5 и 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 «Онекоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «Оприватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона о приватизации жилищного фонда наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Проанализировав все обстоятельства дела, принимая во внимание то, что Демидюк В.А. и Демидюк А.В. ранее свое право на приватизацию жилого помещения не использовали, тем самым сохранив право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, при этом истцы в настоящее время проживают в данной квартире, несут расходы по ее содержанию, зарегистрированы в жилом помещении, являющемся их постоянным местом жительства, суд полагает, что признание права собственности за истцами на квартиру, расположенную по адресу: адрес, в порядке приватизации, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, требования подлежат удовлетворению.
В силу пункта 2 статьи 244 и пункта 1 статьи 245 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).Если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Таким образом, учитывая заявленные истцами требования о признании долевой собственности в порядке приватизации на спорное соглашение, отсутствие соглашения между истцами в части определения долей в общем имуществе, суд считает возможным определить их равными.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 197-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Признать за Демидюком Владимиром Анатольевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии №, и Демидюком Александром Владимировичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, по 1/2 доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение, общей площадью данные изъяты кв. м, по адресу: адрес, кадастровый номер №
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Кировский районный суд города Казани в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2024 г.
Судья Кировского
районного суда города Казани Т.А. Хадыева
Похожие дела
Признание права собственности на квартиру в порядке приватизации из-за отказа в заключении договора социального найма
Борисова И.Г., Борисов К.С. и их дети обратились в суд с требованием признать за ними право собственности на квартиру в порядке приватизации. Ранее жилое помещение было предоставлено Борисову С.Н. (умершему супругу истца) как работнику ООО ЖКК...
Отказ в признании права собственности на служебное жилье через приватизацию
Истцы (члены семьи умершего нанимателя) обратились в суд с требованием признать незаконным отказ муниципальных органов в исключении квартиры из числа служебных помещений и признать за ними право собственности в порядке приватизации. Квартира была...
Признание права собственности на жилье после пожара и прекращение права на аварийное помещение
Истец (Базыгина А.Г.) и другие собственники владели квартирой на праве совместной собственности, полученной по договору приватизации. После пожара жилье было признано аварийным и непригодным для проживания. Исполком муниципального образования...
Признание права собственности на квартиру в порядке приватизации вопреки отказу больницы
Шнайдер Е.Г. и Бердыев М.М. обратились в суд с требованием признать за ними право собственности на двухкомнатную квартиру (51,7 кв.м), предоставленную Шнайдер Е.Г. в 1997 году в связи с трудовой деятельностью в психиатрической больнице. Ордер на...