Взыскание 244 208 ₽ с собственника за загрязнение почвы строительными отходами

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан обратилось в суд с иском к собственнику земельного участка о возмещении вреда, причиненного почвам в результате несанкционированного размещения отходов. На участке в водоохранной зоне были обнаружены древесные отходы от разборки зданий и строительный мусор общей площадью 49,5 м².

Инспекция зафиксировала нарушение требований Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Земельного кодекса РФ. Расчет ущерба проведен по методике Минприроды России. Ответчик не оспаривал факт нарушения, подтвержденный видеозаписью, и согласился с требованиями истца в суде.

Стороны дела

М
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Истец
С
Саиднимонов Азимжон Саиджалолович Ответчик

История дела

91 день
3 месяца, 1 день
Развернуть
  • 19.12.2024, 11:31

    Регистрация иска



  • 19.12.2024, 16:41

    Передача материалов судье



  • 20.12.2024, 16:00

    Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению

    Результат: Оставление иска (заявления, жалобы) без движения



  • 31.01.2025, 08:37

    Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд

    Результат: Иск принят к производству



  • 31.01.2025, 08:38

    Подготовка к судебному разбирательству



  • 31.01.2025, 08:38

    Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству



  • 27.02.2025, 11:00

    Судебное заседание

    Результат: Рассмотрение дела начато с начала

    Причина: Вступлении в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора



  • 19.03.2025, 10:30

    Судебное заседание

    Результат: Рассмотрение дела начато с начала

    Причина: Замена одного из судей в процессе рассмотрения дела (ч.2 ст.157 ГПК РФ)



  • 19.03.2025, 10:31

    Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству



  • 19.03.2025, 10:35

    Судебное заседание

    Результат: Вынесено решение по делу

    Причина: Иск удовлетворен



  • 19.03.2025, 17:00

    Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме



  • 20.03.2025, 13:42

    Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Позиция истца

Министерство требовало взыскать 244 208 ₽ 64 коп. в счет возмещения вреда и обязать ответчика ликвидировать отходы в 30-дневный срок. В обоснование ссылалось на акт обследования, видеодоказательства и расчет ущерба по утвержденной методике.

Позиция ответчика

Ответчик признал исковые требования в полном объеме и не представил возражений.

Обоснование и выводы суда

Суд применил:

  • ст. 42, 58 Конституции РФ (право на благоприятную среду и обязанность ее сохранять);
  • ст. 51, 75, 77, 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды»;
  • Методику исчисления вреда почвам (приказ Минприроды России).

Установлено, что складирование отходов нарушило экологическое законодательство, а собственник обязан устранить последствия и возместить ущерб независимо от привлечения к иной ответственности.

Решение суда

Иск удовлетворен. Ответчик обязан:

  1. Ликвидировать отходы в течение 30 дней.
  2. Возместить ущерб в размере 244 208 ₽ 64 коп.
  3. Оплатить госпошлину в 4 000 ₽.

Оригинальный текст дела

Дело №2-1263/2025

УИД 16RS0045-01-2024-007910-96

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 марта 2025 года город Казань

Авиастроительный районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Кузиной В.Е., при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан к ФИО2 о возмещении ущерба окружающей среде,

УСТАНОВИЛ :

Министерство экологии и природных ресурсов РТ (далее также истец) обратилось в суд с иском к ФИО2 о возмещении ущерба окружающей среде.

В обоснование иска указано, что по результатам обследования территории адрес от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды Закамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ФИО5 на основании выездного задания № от ДД.ММ.ГГГГ по факту нарушения природоохранного законодательства по адресу: адрес, на земельном участке с кадастровым номером № по географическим координатам № в водоохранной зоне адрес, выявлено нарушение требований ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ, ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №136-ФЗ, выразившееся в причинении вреда почвам ФИО2, в результате перекрытия ее поверхности местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления в виде: древесных отходов от сноса и разборки зданий код по ФККО 8 12 10101 72 4, строительного мусора код по ФККо 8 90 000 01 72 4 на общей площадью равной 49,5 м?.

Ввиду наличия уточненных данных, произведен повторный расчет размера вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности на площади 49,5 м?.

Согласно выписке из № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № оформлен как объект адрес. Сброс отходов допущен собственником адрес ФИО2 в результате эксплуатации надворных построек, укрепления оврага у адрес, которая граничит с его земельным участком с кадастровым номером №. Вина подтверждается видеозаписью от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.1 ст. 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», зарегистрированным в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ, произведен расчет размера вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности на площади 214, 5 кв. м.

Размер вреда, причиненного в результате порчи почв при перекрытии его поверхности на земельном участке с кадастровым номером 16:50:220720:42, составил 188880 рублей 12 копеек.

В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика была направлена претензия №, однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вред, причиненный почвам не возмещен.

Истец просил обязать ФИО2 (в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать место несанкционированного размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: адрес водоохраной зоне адрес;

взыскать с ответчика ФИО2 в пользу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан денежные средства в размере 188880 рублей 12 копеек в счет возмещения вреда, причиненного почвам.

В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель истца уточнил исковые требования, просил обязать ФИО2 (в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать место несанкционированного размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: адрес водоохраной зоне адрес;

взыскать с ответчика ФИО2 в пользу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан денежные средства в размере 244208 рублей 64 копейки в счет возмещения вреда, причиненного почвам.

В судебном заседании представитель истца иск поддержал, просил удовлетворить с учетом уточнений.

Ответчик ФИО2 в судебное заседании с иском согласился.

Выслушав пояснения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В статье 58 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу статьи 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", согласно статье 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отнесены к основным принципам охраны окружающей среды.

Согласно статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды Закамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ФИО5 на основании выездного задания № от ДД.ММ.ГГГГ по факту нарушения природоохранного законодательства по адресу: адрес, на земельном участке с кадастровым номером № по географическим координатам № в водоохранной зоне адрес, выявлено нарушение требований ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ, ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №136-ФЗ, выразившееся в причинении вреда почвам ФИО2, в результате перекрытия ее поверхности местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления в виде: древесных отходов от сноса и разборки зданий код по ФККО 8 12 10101 72 4, строительного мусора код по ФККо 8 90 000 01 72 4 на общей площадью равной 49,5 м?.

Ввиду наличия уточненных данных, произведен повторный расчет размера вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности на площади 49,5 м?.

Согласно выписке из № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № оформлен как объект адрес. Сброс отходов допущен собственником адрес ФИО2 в результате эксплуатации надворных построек, укрепления оврага у адрес, которая граничит с его земельным участком с кадастровым номером № Вина подтверждается видеозаписью от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.1 ст. 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», зарегистрированным в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ, произведен расчет размера вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности на площади 214, 5 кв. м.

Размер вреда, причиненного в результате порчи почв при перекрытии его поверхности на земельном участке с кадастровым номером № составил 188880 рублей 12 копеек.

В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика была направлена претензия №, однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вред, причиненный почвам не возмещен.

Истец просил обязать ФИО2 (в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать место несанкционированного размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: адрес водоохраной зоне адрес;

взыскать с ответчика ФИО2 в пользу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан денежные средства в размере 188880 рублей 12 копеек в счет возмещения вреда, причиненного почвам.

В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель истца уточнил исковые требования, просил обязать ФИО2 (в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать место несанкционированного размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: адрес водоохраной зоне адрес;

взыскать с ответчика ФИО2 в пользу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан денежные средства в размере 244208 рублей 64 копейки в счет возмещения вреда, причиненного почвам.

В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" указано, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Закона об охране окружающей среды).

Статья 4 и часть 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и статья 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяют, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Защита гражданских прав согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Ненадлежащее выполнение обязанностей по очистке земель от захламления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Кроме того, размещение мусора на необорудованном для данных целей месте способствует оказанию негативного воздействия на почву путем попадания вредных веществ с грунтовыми и талыми водами в почвенный слой, что, в свою очередь, создает угрозу нарушения здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде ((статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды) пункт 5).

Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды) (пункт 6).

Согласно пункту 1 статьи 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 ЛК РФ, часть 2 статьи 69 ВК РФ, статья 51 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах").

В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).

Равным образом указанные положения подлежат применению при расчете размера вреда, причиненного окружающей среде гражданами (пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).

В соответствии с пунктом 1 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 238, данная методика предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненный почвам как самостоятельному естественно-историческому органоминеральному природному телу, возникшему на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящему из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющему специфические генетико-морфологические признаки и свойства, создающие в некоторых случаях при определенных природно-климатических условиях благоприятные химические, физические и биологические условия для роста и развития растений, в результате их загрязнения, порчи (частичного разрушения), уничтожения (полного разрушения) плодородного слоя (пункт 2).

По смыслу приведенных выше норм материального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации сам факт нахождения на почвах отходов производства предполагает причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды и живых организмов, а значит, в любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы. Освобождение почвы от отходов производства в силу природных особенностей само по себе не означает восстановление нарушенного состояния окружающей среды. На лице, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, лежит обязанность как привести земельный участок в первоначальное состояние, так и возместить вред, причиненный окружающей среде.

Именно невозможностью точного установления характера, степени и размера вреда, причиненного объекту окружающей среды, в том числе вреда, причиняемого почве отходами производства, обусловлено возложение законодателем на правонарушителя обязанности возместить вред на основании утвержденных в установленном порядке такс и методик определения размера вреда окружающей среде.

Классы опасности определены статьей 4.1 Федерального Закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и определяют степень опасности отходов, но не их состав. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» утвержден каталог отходов.

В силу пункта 6 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № федеральный классификационный каталог отходов включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков, происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме. При несанкционированном складировании отходов отбор проб не производится, классификация отходов осуществляется в соответствии с Федеральным Классификационным Каталогом Отходов (ФККО) по нескольким идентифицирующим признакам. Лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме имеют код по ФККО, а именно 82220101215.

Накопление отходов - это складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (ст. 1 Закона об отходах). Накапливать отходы можно только в специально оборудованных местах (на площадках) накопления отходов, которые соответствуют требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ (п. 1 ст. 13.4 Закона об отходах, п. 216 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21).

Условия и способы накопления отходов должны быть безопасными для здоровья населения, среды обитания, окружающей среды и соответствовать санитарным правилам и иным требованиям законодательства РФ (п. 1 ст. 22 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии, п. 1 ст. 51 Закона об охране окружающей среды).

Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

При таком положении иск в части взыскания денежных средств в размере 244208 рублей 64 копейки в счет возмещения вреда, причиненного почвам, подлежит удовлетворению.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено и представленными в материалы дела доказательствами подтверждается ненадлежащее соблюдение ответчиком вышеприведенных требований природоохранного законодательства, что негативно влияет на состояние окружающей среды и экологическую безопасность района.

Таким образом, обязанность по устранению выявленных нарушений лежит на ответчике.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Определяя сроки выполнения указанных работ, суд в соответствие со статьей 206 ГПК РФ, обязывает ответчика в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить указанные нарушения.

Принимая во внимание важность защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился истец, руководствуясь, статьей 206 ГПК РФ, суд приходит к выводу об обязании ответчика произвести работы в 30-дневный срок с момента вступления решения в законную силу, поскольку установленный срок является разумным.

В связи с тем, что в соответствии со статьей 333.36 НК РФ, истец освобожден от уплаты государственной пошлины, пошлина на основании части 1 статьи 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика размере 4000 рублей.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан к ФИО2 о возмещении ущерба окружающей среде удовлетворить.

Обязать ФИО2 (данные изъяты в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать место несанкционированного размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: адрес водоохраной зоне адрес.

Взыскать с ФИО2 (данные изъяты) в пользу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (ИНН 1659036508, ОГРН 1021603473616) в счет возмещения ущерба окружающей среде сумму в размере 43587 рублей 72 копейки.

Взыскать с ФИО2 (данные изъяты) государственную пошлину в доход соответствующего бюджета, установленного налоговым законодательством Российской Федерации в размере 4000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Кузина В.Е.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Похожие дела

Взыскание 9,1 млн ₽ с собственника за загрязнение земельных участков строительными отходами

Межрегиональное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия обратилось в суд с иском к Сироткину А.П., Фоменкову В.А. и Малышеву В.В. о возмещении вреда, причиненного почвам двух земельных участков. Основанием...

Взыскание 4,57 млн ₽ с собственника за загрязнение почвы несанкционированным размещением отходов

Волжско-Камское межрегиональное Управление Росприроднадзора обратилось в суд с иском к Бакирову А.А. о возмещении вреда, причиненного почве как объекту окружающей среды. В ходе выездной проверки на принадлежащем ответчику земельном участке в...

Взыскание 1,1 млн ₽ с подрядчика за загрязнение особо охраняемой зеленой территории

Прокуратура Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы провела проверку соблюдения природоохранного законодательства при строительстве жилого дома на участке по ул. Никитина. В ходе проверки установлено, что подрядчик ООО...

Взыскание 244 тыс. ₽ с арендатора за загрязнение почвы строительным мусором

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан обратилось в суд с иском к арендатору земельного участка о возмещении вреда, причиненного почвам. Основанием послужило выявление несанкционированного размещения строительного мусора на...