Обязание Минздрава Татарстана обеспечить инвалида жизненно необходимым препаратом от муковисцидоза

Прокурор Камско-Устьинского района Республики Татарстан обратился в суд в интересах инвалида с детства, страдающего муковисцидозом (редкое генетическое заболевание). Медицинская комиссия Сеченовского университета назначила пациенту препарат «Элексакафтор+Тезакафтор+Ивакафтор» по жизненным показаниям, так как без терапии состояние больного может резко ухудшиться.

Министерство здравоохранения Республики Татарстан отказало в обеспечении препаратом, сославшись на отсутствие финансирования. Истец указал, что пациент имеет право на бесплатное получение лекарств, даже если они не входят в перечень жизненно необходимых, если их применение обусловлено медицинскими показаниями.

Стороны дела

Л
Лопатин Роман Александрович Истец
П
Прокурор Камско-Устьинскаого района РТ Истец
М
Министерство здравоохранения РТ Ответчик
М
Министерство здравоохранения РФ Ответчик
М
Министерство финансов РФ Третье лицо

История дела

99 дней
3 месяца, 7 дней
Развернуть
  • 11.11.2024, 09:47

    Регистрация иска



  • 11.11.2024, 16:14

    Передача материалов судье



  • 13.11.2024, 16:35

    Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению

    Результат: Иск принят к производству



  • 13.11.2024, 16:36

    Подготовка к судебному разбирательству



  • 13.11.2024, 16:37

    Назначено судебное заседание



  • 10.12.2024, 09:45

    Предварительное судебное заседание

    Место: 411

    Результат: Рассмотрение дела начато с начала

    Причина: Привлечение соответчика или соответчиков



  • 14.01.2025, 13:45

    Судебное заседание

    Место: 411

    Результат: Заседание отложено

    Причина: неявка ИСТЦА



  • 31.01.2025, 13:45

    Судебное заседание

    Место: 411

    Результат: Вынесено решение по делу

    Причина: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО



  • 12.02.2025, 11:41

    Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме



  • 18.02.2025, 09:49

    Дело сдано в отдел судебного делопроизводства



  • 18.02.2025, 09:49

    Дело оформлено

Позиция истца

Прокурор требовал обязать Минздрав РТ обеспечить пациента препаратом в установленной дозировке на постоянной основе. Аргументировал это нарушением конституционного права на медицинскую помощь и угрозой жизни больного при отсутствии лечения.

Позиция ответчика

Минздрав Татарстана иск не признал, ссылаясь на необходимость дополнительного финансирования. Минздрав РФ заявил о ненадлежащем ответчике, поскольку полномочия по лекарственному обеспечению переданы регионам.

Обоснование и выводы суда

Суд применил положения Конституции РФ, Федеральных законов «Об основах охраны здоровья» и «О социальной защите инвалидов», а также Постановления Правительства № 890. Установил, что:

  • пациент нуждается в препарате по жизненным показаниям;
  • Минздрав Татарстана обязан организовать обеспечение, включая закупку вне перечня ЖНВЛП;
  • немедленное исполнение невозможно из-за требований 44-ФЗ о госзакупках.

Решение суда

Обязать Минздрав РТ обеспечить пациента препаратом в рекомендованной дозировке на постоянной основе. В удовлетворении требования о немедленном исполнении отказано.

Оригинальный текст дела

Копия 6RS0046-01-2024-028953-61

Дело №2-946/2025

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2025 года город Казань

Вахитовский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Малковой Я.В., при секретаре Рахимовой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора ... РТ, действующего в интересах ФИО2 к Министерству здравоохранения Республики Татарстан, Министерства здравоохранения Российской Федерации об обязании обеспечить лекарственными средствами.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ... Республики Татарстан, действующий в интересах ФИО2 обратился к Министерству здравоохранения Республики Татарстан об обязании обеспечить лекарственными средствами. В обоснование указал, что Прокуратурой ... Республики Татарстан проведена проверка по обращению ФИО2 по вопросу обеспечения лекарственными препаратами.

Установлено, что ФИО2, ... года рождения является инвалидом с детства, признан инвали... группы, установлен диагноз «Муковисцидоз».

Имеющееся у ФИО2 заболевание Муковисцидоз (Е84.0), тяжелое течение, является редким генетическим наследственным заболеванием и включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, размещенных на сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации.

По информации ГАУЗ «Камско-Устьинская НРБ» ФИО2 болен с детства, получает жизненно необходимые лекарственные препараты. ФИО2 на регулярной основе, 1 раз в месяц с детства получает, жизненно необходимый препарат по регистру высокозатратных: Тигераза раствор для ингаляций 2,5 мг 6 упаковок в месяц. Также, ФИО2 ежемесячно выписывают льготные препараты по инвалидности: АЦЦ 600 мг 3 упаковки, урсосан 250 мг ... упаковки, беродуал 2 упаковки, микрозим 25000мкг 10 упаковок; альфакальцидол 1 мкг ... упаковки, азитромицин 500 мг 3 упаковки, левофлоксацин 250 мг ... упаковки, симбикорт 1 упаковка.

ФИО2 находился на стационарном лечении в пульмонологическом отделении УКБ ... ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет) ....

Согласно выписного эпикриза от ... № карты ... пульмонологического отделения УКБ ... ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет) .... ФИО2 находился в данном учреждении 18 дней, ему установлен заключительный клинический диагноз код по МКБ Е84.0 Кистозный фиброз с легочными проявлениями, клинический основной диагноз Муковисцидоз, тяжелое течение. ФИО2 рекомендована таргетная терапия муковисцидоза препаратом Элексакафтор+Тезакафтор+Ивакафтор 100 мг/50 мг/75 мг 2 таблетки утром +Ивакафтор 150 мг вечером.

В соответствии с протоколом лечебно-контрольной подкомиссии врачебной комиссии пульмонологического отделения УКБ ... ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет) ... от ... ФИО2 по жизненным показаниям длительно на постоянной основе назначен лекарственный препарат Элексакафтор+Тезакафтор+Ивакафтор 100 мг/50 мг/75 мг 2 таблетки утром +Ивакафтор 150 мг вечером. Лечение замене не подлежит, в отсутствии терапии вышеуказанным препаратом жизнеугрожающее состояние может развиться в короткие сроки.

Обращение ФИО2 об обеспечении вышеуказанным жизненно необходимым препаратом Министерство здравоохранения Республики Татарстан ответило отказом, мотивируя необходимостью выделения дополнительных денежных средств для лекарственного обеспечения.

Таким образом, ФИО2 не обеспечен жизненно необходимым лекарственным препаратом Элексакафтор+Тезакафтор+Ивакафтор 100 мг/50 мг/75 мг 2 таблетки утром +Ивакафтор 150 мг вечером, что ставит под угрозу его жизнь и здоровье.

Прокурор указывает, что ФИО2 имеет право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом по жизненным показаниям, а Министерство здравоохранения Республики Татарстан обязано обеспечить его указанным лекарственным препаратом в объеме и дозировке, рекомендованной медицинской организацией, вне зависимости входит ли препарат в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Вместе с тем, в нарушение требований законодательства ФИО2 до настоящего времени не обеспечен лекарственным препаратом в объеме и дозировке, рекомендованной медицинской организацией, чем грубо нарушены его права.

Вышеуказанные нарушения являются недопустимыми и подлежат устранению.

В прокуратуру ... Республики Татарстан поступило обращение ФИО2 о нарушениях законодательства при обеспечении лекарственным препаратом.

Кроме того, обращение прокурора в суд с иском в защиту нарушенных социальных прав и интересов ФИО2 обусловлено тем, что он является инвалидом, относится к категории социально незащищенных граждан, не имеет возможности самостоятельно обратиться за квалифицированной юридической помощью.

Принимая во внимание то обстоятельство, что имеющееся у ФИО2 заболевание и отсутствие лечения вышеуказанным препаратом может развить у него жизнеугрожающее состояние в короткие сроки, в связи с чем, в случае удовлетворения заявленных требований имеется необходимость обращения решения суда к немедленному исполнению.

Просит обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан обеспечить ФИО2, ... года рождения, зарегистрированного по адресу: ..., ... лекарственным препаратом Элексакафтор+Тезакафтор+Ивакафтор 100 мг/50 мг/75 мг 2 таблетки утром +Ивакафтор 150 мг вечером, бесплатно на постоянной основе, до отмены его назначения. Решение суда обратить к немедленному исполнению.

По ходатайству представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Представитель прокурора в судебном заседании требования подержал.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан иск не признал.

Представитель Министерства здравоохранения Российской Федерации судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указала, что Министерство здравоохранения Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица Министерства финансов России в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона от ... N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Статьей 13 Федерального закона от ... N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В силу статьи 6.2 указанного Закона, в состав предоставляемого гражданам из и числа категорий, установленных статьей 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в частности, следующие услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями по рецептам не медицинские изделия.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от ... N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категорий заболеваний, которые утверждены данным постановлением.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от ... N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" предусмотрено, что на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных средств, вошедших в обязательный ассортиментный перечень, а также своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Согласно части 15 статьи 37 Федерального закона от ... N 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона от ... N 323-ФЗ).

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона от ... N 323-ФЗ консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

Статьей 13 Федерального закона от ... N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от ... N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В силу пункта 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от ... N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Из приведенных нормативных положений следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

Из материалов дела следует, что ФИО2 имеет вторую группу инвалидности, инвалид с детства.

Судом установлено, что ФИО2 страдает редким генетическим заболеванием - Е84.0 Муковисцидоз, которое включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний.

Нуждаемость и необходимость приема спорных лекарственных препаратов истцом подтверждается медицинской документацией, имеющейся в материалах дела.

В соответствии с протоколом лечебно-контрольной подкомиссии врачебной комиссии пульмонологического отделения УКБ ... ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет) ... от ... ФИО2 по жизненным показаниям длительно на постоянной основе назначен лекарственный препарат Элексакафтор+Тезакафтор+Ивакафтор 100 мг/50 мг/75 мг 2 таблетки утром +Ивакафтор 150 мг вечером. Лечение замене не подлежит, в отсутствии терапии вышеуказанным препаратом жизнеугрожающее состояние может развиться в короткие сроки.

Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, утверждённого Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ... ..., Министерство здравоохранения Республики Татарстан является органом исполнительной власти Республики Татарстан, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИД, медицинской помощи и медицинской реабилитации, лекарственного обеспечения, деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

Согласно пункту 1.3 Положения Министерство является главным распорядителем и получателем средств бюджета Республики Татарстан, в том числе средств федерального бюджета в виде субвенций, выделяемых на осуществление полномочий, переданных ... в соответствии со статьей 15 Федерального закона от ... № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьей 18 Федерального закона от ... № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

В силу пункт 3.3.6 указанного Положения Министерство здравоохранения Республики Татарстан организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами питания и изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на безвозмездное лекарственное обеспечение.

Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Республики Татарстан, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Министерство здравоохранения Республики Татарстан.

С учетом изложенного Министерство здравоохранения Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

Поскольку судом установлена нуждаемость ФИО2 по жизненным показаниям, с учетом наличия у него имеющегося заболевания, суд приходит к выводу о возложении на Министерство здравоохранения Республики Татарстан обязанности по обеспечению истца на постоянной основе лекарственными препаратами Элексакафтор+Тезакафтор+Ивакафтор +Ивакафтор до отмены данных препаратов.

При этом, судом учтено, что в ходе судебного разбирательства Министерством здравоохранения Республики Татарстан ФИО2 частично обеспечен необходимыми лекарственными препаратами.

Вместе с тем, данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку назначенные истцу лекарственные препараты являются жизненно-необходимыми с длительным непрерывным приемом на постоянной основе, в отсутствие терапии вышеуказанными препаратами жизнеугрожающее состояния пациента может развиться в короткие сроки, применение данных препаратов не может находиться в зависимости от действий (бездействия) ответчика, нарушающих право лица на медицинское обеспечение, в то время, как наличие решения суда, обязывающего ответчика к совершению действий по обеспечению истца необходимыми препаратами, будет способствовать своевременному обеспечению истца указанными препаратами, как в настоящее время, так и в будущем, в том числе заблаговременному совершению ответчиком комплекса мер по закупке таких препаратов.

В то же время оснований для обращения принятого решения к немедленному исполнению суд не находит.

Приобретение лекарственных препаратов Министерством здравоохранения Республики Татарстан в пределах предоставленных полномочий, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ... №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Закупка лекарственных препаратов, согласно требованиям действующего законодательства, возможна по результатам конкурсных процедур и на основании государственных контрактов, которые проводятся в установленные законодательством сроки и сокращению не подлежат.

В силу пункта 1.6 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от ... N 1052 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан" финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан в пределах ассигнований, выделенных на эти цели, в том числе за счет средств, выделяемых из федерального бюджета в виде субвенций для осуществления полномочий, переданных ....

Согласно пункту 3.3.4. указанного Положения, Министерство здравоохранения Республики Татарстан осуществляет бюджетирование (организация финансирования планов, программ) в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Татарстан, лечебной и профилактической деятельности, специализированной медицинской помощи, лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения Республики Татарстан.

Ответчик, как орган исполнительной власти отраслевой компетенции, по организационно-правовой форме является казенным учреждением, финансируется по смете доходов и расходов.

Согласно утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ... ... Положению, Министерство здравоохранения Республики Татарстан организовывает свою работу, в том числе, по обеспечению населения лекарственными средствами за счет средств, предусмотренных в бюджете республики, и не вправе принимать самостоятельные решения, приводящие к увеличению расходов бюджета Республики Татарстан.

В данном случае исполнение решения суда предполагает соблюдение ответчиком процедур, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", требующих временных затрат.

Случаи, при которых закон устанавливает обязанность суда обратить принятое по делу решение к немедленному исполнению, установлены статьей 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. К числу таких случаев разрешенный в настоящем деле спор не относится.

Как следует из разъяснений, данных судам в абз. 5 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ... N 23 "О судебном решении", обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

К таким случаям, в частности, относятся ситуации, когда требуется срочная госпитализация ребенка для проведения курса лечения и (или) оперативного вмешательства и промедление ставит под угрозу жизнь и здоровье ребенка (абз. 2 пункта 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ... N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей").

Указанные обстоятельства по настоящему делу отсутствуют.

Принимая во внимание данные обстоятельства, оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению суд не находит, поскольку финансовое обеспечение требуемых затрат предполагает внесение изменений в бюджет, закупка препарата включает заключение государственного контракта в соответствии с Федеральным законом от ... № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что незамедлительно произвести невозможно.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление удовлетворить частично.

Возложить на Министерство здравоохранения Республики Татарстан обязанность организовать бесплатное обеспечение ФИО2, ... года рождения, зарегистрированного по адресу: ... ... лекарственными препаратами Элексакафтор+Тезакафтор+Ивакафтор +Ивакафтор в необходимом объеме и дозировке, рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией, на постоянной основе до отмены уполномоченной медицинской организацией применения лекарственного препарата.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Татарстан через данный суд в течении 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья подпись

Копия верна:

Судья Я.В. Малкова

Мотивированное решение изготовлено 12.02.2025г.

Похожие дела

Обязательство Минздрава РТ обеспечить инвалида препаратом от спинальной мышечной атрофии

Шишкин Александр Львович, инвалид I группы с детства, страдает спинальной мышечной атрофией (СМА) 3-го типа. Диагноз подтвержден молекулярно-генетическим исследованием. Консилиум врачей ФГБНУ «Научный центр неврологии» и врачебная комиссия ГАУЗ...

Обязательство Минздрава РТ обеспечить пациентку жизненно необходимым препаратом при редком заболевании

Кормачева Е.В. страдает пароксизмальной ночной гемоглобинурией (ПНГ) - редким жизнеугрожающим заболеванием, включенным в перечень орфанных патологий. Ей назначена пожизненная терапия препаратом «Экулизумаб», входящим в перечень жизненно необходимых...

Обязание Минздрава КК обеспечить инвалида жизненно необходимым препаратом (Кьютаквиг)

Романенко М.Р., инвалид I группы с диагнозом «Первичный иммунодефицит: синдром Луи-Бар», нуждается в пожизненной заместительной терапии препаратом Кьютаквиг (Cutaquig). До 11.02.2025 его поставки финансировались Фондом «Круг добра», но с 12.02.2025...

Обязание МБУ "Волгоградзеленхоз" восстановить детские игровые и спортивные площадки из-за ненадлежащего содержания

Прокурор Центрального района г. Волгограда обратился в суд с иском к МБУ "Волгоградзеленхоз" о признании незаконным бездействия учреждения, выразившегося в непринятии мер по восстановлению детских игровых и спортивных площадок. Проверка 2023 года...