Обязательство Минздрава РТ обеспечить инвалида препаратом от спинальной мышечной атрофии

Шишкин Александр Львович, инвалид I группы с детства, страдает спинальной мышечной атрофией (СМА) 3-го типа. Диагноз подтвержден молекулярно-генетическим исследованием. Консилиум врачей ФГБНУ «Научный центр неврологии» и врачебная комиссия ГАУЗ «Городская поликлиника №4» назначили ему пожизненную терапию препаратом «Спинраза» (Нусинерсен) по жизненным показаниям.

Лекарство зарегистрировано в РФ, но из-за высокой стоимости истец не может приобретать его самостоятельно. Минздрав РТ отказался предоставлять препарат, ссылаясь на отсутствие финансирования и исключение СМА из перечня орфанных заболеваний, подлежащих льготному обеспечению.

Стороны дела

Ш
Шишкин Александр Львовович Истец
М
Министерство здравоохранения РТ Ответчик
Г
ГАУЗ Городская поликлиника №4 им.Л.Н. Ганиевой Третье лицо
М
Министерство финансов РТ Третье лицо

История дела

1104 дня
3 года, 8 дней
Развернуть
  • 24.02.2022, 13:04

    Регистрация иска



  • 25.02.2022, 00:16

    Передача материалов судье



  • 25.02.2022, 12:53

    Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению

    Результат: Иск принят к производству



  • 25.02.2022, 12:54

    Подготовка к судебному разбирательству



  • 25.02.2022, 12:54

    Назначено судебное заседание



  • 12.04.2022, 10:30

    Предварительное судебное заседание

    Место: 405

    Результат: Заседание отложено

    Причина: Иные причины



  • 26.04.2022, 13:30

    Предварительное судебное заседание

    Место: 405

    Результат: Назначено судебное заседание



  • 12.05.2022, 09:00

    Судебное заседание

    Место: 405

    Результат: Вынесено решение по делу

    Причина: Иск удовлетворен



  • 19.05.2022, 10:14

    Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме



  • 31.05.2022, 15:45

    Дело сдано в отдел судебного делопроизводства



  • 31.05.2022, 15:46

    Дело оформлено



  • 21.03.2024, 08:34

    Дело передано в архив



  • 13.12.2024, 09:35

    Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле

    Причина: о разъяснении постановления суда, подлежащего исполнению



  • 20.12.2024, 13:44

    Изучение поступившего ходатайства/заявления

    Результат: Ходатайство/заявление возвращено без рассмотрения по существу



  • 25.12.2024, 10:02

    Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса



  • 26.12.2024, 09:45

    Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле

    Причина: о рассмотрении заявления и вынесении определения о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам



  • 14.01.2025, 09:40

    Изучение поступившего ходатайства/заявления

    Результат: Назначено судебное заседание для рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса



  • 04.02.2025, 15:00

    Судебное заседание

    Место: 405

    Результат: Отложено

    Причина: неявка ОБЕИХ СТОРОН



  • 17.02.2025, 15:00

    Судебное заседание

    Место: 405

    Результат: Ходатайство/заявление УДОВЛЕТВОРЕНО



  • 05.03.2025, 09:17

    Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса

Позиция истца

Требовал обязать Минздрав РТ бесплатно обеспечивать его «Спинразой» в соответствии с медицинскими назначениями. Указывал на нарушение права на жизнь и охрану здоровья (ст. 20, 41 Конституции РФ), а также на нормы ФЗ «Об основах охраны здоровья» и Конвенции о правах инвалидов, обязывающие государство предоставлять необходимую медицинскую помощь.

Позиция ответчика

Минздрав РТ возражал против иска, утверждая, что:

  • СМА не включена в перечень жизнеугрожающих орфанных заболеваний, утвержденный Правительством РФ;
  • препарат не входит в стандарты лечения и перечень жизненно необходимых лекарств;
  • бюджет субъекта не предусматривает финансирование таких случаев.

Обоснование и выводы суда

Суд применил:

  • Конституцию РФ (ст. 7, 20, 41);
  • ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья» (ст. 37, 44, 48, 80);
  • ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов»;
  • Конвенцию о правах инвалидов (ст. 25-26);
  • Постановление Правительства РФ №890 (о бесплатном обеспечении инвалидов лекарствами).

Выводы:

  1. Заболевание истца относится к орфанным (приказ Минздрава РФ).
  2. Назначение «Спинразы» врачебной комиссией соответствует закону, даже если препарат не входит в стандарты.
  3. Отказ в обеспечении нарушает право на жизнь и медицинскую помощь.

Решение суда

Иск удовлетворен. Минздрав РТ обязан бесплатно предоставлять Шишкину А.Л. препарат «Спинраза» пожизненно, в соответствии с медицинскими назначениями. Решение подлежит немедленному исполнению.

Оригинальный текст дела

...

... Дело № 2-2436/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2022 г. г. Казань

Вахитовский районный суд г. Казани в составе председательствующего судьи А.Р. Галиуллина, при секретаре судебного заседания Л.Ф. Сапаровой, при ведении аудиопротоколирования судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству здравоохранения Республики Татарстан,

об обеспечении лекарственными препаратами.

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 (далее - истец) обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения РТ (далее - ответчик) об обеспечении жизненно необходимыми лекарственными препаратами. В обоснование требований указано, что ФИО2 является инвалидом. Согласно справке серии МСЭ-2018 ..., выданной ... ФКУ «ГБ МСЭ по ...» Минтруда России Бюро ..., признан инвалидом первой группы бессрочно. Инвалид с детства. Диагноз ... подтвержден молекулярно-генетическим методом, что подтверждается результатами ДНК-анализа. Заболевание СМА стало причиной его инвалидности. Из протокола консилиума врачей с применением телемедицинских технологий ФГБНУ «научный центр неврологии» от ... следует, что «всем пациентам с клиническими проявлениями генетически подтвержденной спинальной мышечной атрофии (вне зависимости от возраста дебюта заболевания, текущего возраста и исходного функционального статуса) рекомендуется начинать патогенетическую терапию как можно раньше. Учитывая данные анамнеза, клиническую картину и результаты генетического тестирования, пациенту ФИО2 установлен диагноз спинальной мышечной атрофии 3-го типа. В этой связи пациенту показано применение препарата нусинерсен... . Лечение проводится постоянно и длительно. ». Согласно протоколу заседания врачебной комиссии ... ГАУЗ «Городская поликлиника ... им. ФИО5» от ... пациенту ФИО2 «решено назначить препарат Нусинерсен интратекально, доза составляет 12 мг в первый, 14-й, 28-й и 63-й дни лечения, далее эту же дозу (12 мг) следует вводить 1 раз в 4 месяца. Лечение проводится постоянно и длительно.». Таким образом, врачебной комиссией ему по жизненным показаниям назначен лекарственный препарат «Спинраза» (Нусинерсен). ... на территории РФ зарегистрирован лекарственный препарат Нусинерсен (торговое наименование Спинраза), предназначенный для лечения СМА, он внесен в государственный реестр лекарственных средств (ГРЛС), регистрационное удостоверение ЛП-005730. Так как препарат Нусинерсен (Спинраза) является дорогостоящим, денежных средств на обеспечение данного препарата в достаточном объеме у ФИО1 и моей семьи нет.

На основании изложенного, истец просит обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан обеспечивать его лекарственным препаратом «Спинраза» (Нусинерсен) в необходимом объеме и дозировке согласно инструкции к препарату «Спинраза» (Нусинерсен) на постоянной основе. Решение суда просит обратить к немедленному исполнению.

Представитель истца в судебном заседании требования поддержал.

В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал.

Третьи лица, ГАУЗ Городская поликлиника ... «им. ФИО5», Министерство финансов РФ, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены, доказательств уважительности причин неявки или ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили.

Выслушав пояснения явившихся сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3 Всеобщей декларации прав человека; принята ... Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций).

Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН ..., ратифицирована Российской ФИО3 ... далее - Конвенция о правах инвалидов).

В соответствии со ст. 25 Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН ..., ратифицирована Российской ФИО3 ...) инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности, ввиду чего государства-участники обязаны принимать все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, в том числе к реабилитации. Кроме того, в ст. 26 Конвенции предусмотрено, что государства-участники принимают эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни, в том числе с помощью комплексных абилитационных и реабилитационных услуг и программ, причем таким образом, чтобы эти программы и услуги начинали реализовываться как можно раньше и были основаны на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон индивида.

Конституцией Российской Федерации определено, что ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2005 г. № 494.

Согласно п.3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

Исходя из положений ст. 47 Федерального закона от 12.02.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в ст. 48 данного федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.

Ст. 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим муковисцидозом.

Ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пункт 2 части 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии;

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 10.12.2018 г. № 1506 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется закупка лекарственных препаратов, предназначенных для лечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, по перечню лекарственных препаратов, сформированному в установленном порядке и утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение №). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети - инвалиды в возрасте до 18 лет.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»).

В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Из материалов дела следует, что ФИО2 является инвалидом, права которого нарушает Министерство здравоохранения Республики Татарстан. Согласно справке серии МСЭ-2018 ..., выданной ... ФКУ «ГБ МСЭ по ...» Минтруда России Бюро ..., признан инвалидом первой группы бессрочно. Инвалид с детства.

Диагноз спинальная мышечная атрофия подтвержден молекулярно-генетическим методом, что подтверждается результатами ДНК-анализа.

Заболевание СМА стало причиной его инвалидности.

Из протокола консилиума врачей с применением телемедицинских технологий ФГБНУ «научный центр неврологии» от ... следует, что «всем пациентам с клиническими проявлениями генетически подтвержденной спинальной мышечной атрофии (вне зависимости от возраста дебюта заболевания, текущего возраста и исходного функционального статуса) рекомендуется начинать патогенетическую терапию как можно раньше. Учитывая данные анамнеза, клиническую картину и результаты генетического тестирования, пациенту ФИО2 установлен диагноз спинальной мышечной атрофии 3-го типа. В этой связи пациенту показано применение препарата нусинерсен... . Лечение проводится постоянно и длительно. ».

Согласно протоколу заседания врачебной комиссии ... ГАУЗ «Городская поликлиника ... «им. ФИО5» от ... пациенту ФИО2 «решено назначить препарат Нусинерсен интратекально, доза составляет 12 мг в первый, 14-й, 28-й и 63-й дни лечения, далее эту же дозу (12 мг) следует вводить 1 раз в 4 месяца. Лечение проводится постоянно и длительно.».

Таким образом, врачебной комиссией ему по жизненным показаниям назначен лекарственный препарат «Спинраза» (Нусинерсен).

... на территории РФ зарегистрирован лекарственный препарат Нусинерсен (торговое наименование Спинраза), предназначенный для лечения СМА, он внесен в государственный реестр лекарственных средств (ГРЛС), регистрационное удостоверение ЛП-005730.

Оценив собранные по делу доказательства, с учётом регулирующих рассматриваемые правоотношения норм материального права, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований, поскольку отказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан в обеспечении ФИО2вышеуказанным препаратом за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.

Статьей 44 Закона регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.

Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (часть 2 статьи 44 Закона).

Как следует из перечня орфанных заболеваний, размещённых в сети «Интернет» на официальной интернет-странице Министерства здравоохранения Российской Федерации, заболевание «Детская спинальная мышечная атрофия, I тип (Верднига-Гоффмана) отнесено к категории орфанных (графа 176).

Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ... ... «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В Приложении ... к этому постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категорий заболеваний.

В силу пункта 150 Перечня орфанных заболеваний, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации от ..., к числу таких заболеваний относится спинально мышечная атрофия I, II, III степени.

Таким образом, заболевание «G12.0 - Спинальная мышечная атрофия» ФИО2 отнесено действующим законодательством к орфанным заболеваниям.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» предусмотрено, что дети-инвалиды обеспечиваются всеми необходимыми лекарственными средствами за счет бюджета субъекта Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры, своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения (пункт 4 указанного Постановления).

Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»).

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.

Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, утверждённого Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2011 г. № 1052 (в ред. от 06 марта 2020 г. № 178), Министерство здравоохранения Республики Татарстан является органом исполнительной власти Республики Татарстан, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИД, медицинской помощи и медицинской реабилитации, лекарственного обеспечения, деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

Согласно пункту 1.3 Положения Министерство является главным распорядителем и получателем средств бюджета Республики Татарстан, в том числе средств федерального бюджета в виде субвенций, выделяемых на осуществление полномочий, переданных Республике Татарстан в соответствии состатьей 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.№323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»истатьей 18 Федерального закона от 18 октября 2007 г. №230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

В силу пункт 3.3.6 указанного Положения Министерство здравоохранения Республики Татарстан организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами питания и изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на безвозмездное лекарственное обеспечение.

Министерство здравоохранения Республики Татарстан обязано организовывать обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности; организовывать обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами питания и изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на безвозмездное лекарственное обеспечение (пункт 4.4 Положения).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на ответчика возложена обязанность по соблюдению прав граждан в области здравоохранения в части обеспечения за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Татарстан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, однако назначенных по жизненным показаниям решением врачебной комиссией федеральной специализированной медицинской организации.

Удовлетворяя требования, суд принимает во внимание, что у ФИО2 имеется редкое (орфанное) заболевание, его нуждаемость по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом Нусинерсен (Спинраза), назначение данного препарата как единственно возможного варианта лечения решением врачебной комиссии.

На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации указано Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от ... .... В этом же письме разъяснено, что Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

Более того, в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для приобретения этого препарата.

Тот факт, что заболевание, диагностированное у ФИО2 не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ...г. ..., а назначенный ему препарат не предусмотрен стандартом медицинской помощи и не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, отпускаемых населению при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно, в силу вышеприведенных норм права, не является основанием для отказа в бесплатном обеспечении ФИО2, страдающей редким (орфанным) заболеванием, лекарственным препаратом, назначенным ему решением врачебной комиссии по жизненным показаниям.

Суд также учитывает, что назначение врачебной комиссией по жизненным показаниям лекарственного препарата Нусинерсен (Спинраза) - единственно возможный вариант лечения, отказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан в обеспечении его этим препаратом нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требованиях.

Принимая такое решение, суд также исходит из того, что право на жизнь - основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ... ...-О-О).

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ суд,

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан бесплатно обеспечить ФИО2, ... года рождения, лекарственным препаратом «Спинраза» (Нусинерсен), назначенным пожизненным показаниям на постоянной основе, указанным в Консилиуме от ... ФГБУ «Научный центр неврологии», до отмены препарата.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г. Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

...

...

Судья А.Р. Галиуллин

Похожие дела

Обязание Минздрава Татарстана обеспечить инвалида жизненно необходимым препаратом от муковисцидоза

Прокурор Камско-Устьинского района Республики Татарстан обратился в суд в интересах инвалида с детства, страдающего муковисцидозом (редкое генетическое заболевание). Медицинская комиссия Сеченовского университета назначила пациенту препарат...

Обязательство Минздрава РТ обеспечить пациентку жизненно необходимым препаратом при редком заболевании

Кормачева Е.В. страдает пароксизмальной ночной гемоглобинурией (ПНГ) - редким жизнеугрожающим заболеванием, включенным в перечень орфанных патологий. Ей назначена пожизненная терапия препаратом «Экулизумаб», входящим в перечень жизненно необходимых...

Обязание Минздрава Татарстана обеспечить пациентов с муковисцидозом жизненно необходимыми препаратами

Трое истцов, страдающих муковисцидозом в тяжелой форме, обратились в суд с требованием обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан организовать бесплатное обеспечение их лекарственными препаратами, назначенными по жизненным показаниям....

Взыскание компенсации морального вреда с работодателя за несвоевременную передачу сведений в СФР

Хамдеев Рефис Хабибуллович, бывший работник АО «Центральный НИИ геологии нерудных полезных ископаемых», обратился в суд с требованием компенсации морального вреда из-за нарушения его пенсионных прав. После увольнения ответчик не передал в Социальный...